Почему «Газпром» пытается покрыть потери на мировом рынке за счет россиян
В январе-феврале стоимость российского газа, поставляемого в Китай по трубопроводу «Сила Сибири», составила $203 за тысячу кубометров. Показатель почти в 1,5 раза ниже, чем планировалось в начале реализации проекта.
Что касается европейцев, то они минувшей зимой «Газпрому» платили еще меньше – $155 за тысячу кубометров. И это при том, что еще недавно цены доходили до $400-500.
Рынок газа едва ли нащупал дно, учитывая негативное развитие ситуации в мировой экономике на фоне пандемии коронавируса COVID-19. Очевидно, что следует ожидать серьезного падения спроса, а вместе ним и цен на углеводородное сырье.
Для поставщиков энергоносителей наступили трудные времена. Зато выгоду, по логике, должны получить потребители, для которых голубое топливо существенно подешевеет.
Впрочем, эта логика может сработать для стран Евросоюза или Китая, но не для России. В начале апреля Федеральная антимонопольная служба опубликовала приказ, согласно которому голубое топливо для населения с 1 июля должно было подорожать на 3%.
Буквально на следующей день ведомство, что называется, дало задний ход, направив в правительство предложение временно заморозить цены на газ. Решение чиновники представили в качестве одной из мер поддержки россиян в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Однако фактически они отстаивают интересы «Газпрома». Экспорт топлива из-за падения мировых цен становится все менее прибыльным. Зато фиксация тарифа на внутреннем рынке гарантирует компании определенную стабильность в период рецессии, угрожающей экономике РФ.
Структура ВВП России, так сложилось исторически, носит ярко выраженный сырьевой характер. Поэтому доходы казны зависят от валютной выручки, которая в свою очередь определяется конъюнктурой на мировых сырьевых рынках, и в первую очередь, нефти и газа.
В структуре российского экспорта преобладают минеральные продукты – 63,33% объемов по итогам прошлого года. Для сравнения – доля машин и оборудования составила всего 3,43 %, а продукции химической промышленности – 4,6%.
Статистика свидетельствует, что за последние десятилетия, несмотря на многочисленные призывы, государству не удалось сформировать необходимые условия для модернизации промышленного сектора в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью на мировых рынках.
Существенное сокращение потребления углеводородных энергоносителей обусловлено стагнацией экономик ведущих стран. Кризис стал не только следствием пандемии коронавирусной инфекции.
Отрицательная динамика на мировых сырьевых рынках наблюдалась и в 2019 году. В результате цены на природный газ снизились на 14% в годовом выражении, а на СПГ – на 11,8%.
Одна из причин – активное развитие альтернативной («зеленой») энергетики.
В первом квартале текущего года, как было сказано выше, негативная тенденция сохранилась. В частности, в феврале цены на газ на свободном рынке опускались ниже $100 за тысячу кубометров.
Из-за отрицательной динамики экспорт «Газпрома» по итогам в 2019 года в стоимостном выражении сократился на 15,3% – до $41,63 млрд. При этом суммарный объем поставок голубого топлива из России достиг 259,4 млрд кубометров. Рост к 2018 году – на 6,8% или 16,4 млрд кубометров.
С учетом ситуации в мировой экономике из-за пандемии коронавируса, характеризующейся общим спадом деловой активности, рассчитывать на быстрое восстановление потребления и рост выручки от экспорта газа сегодня не приходится.
Выходом из сложившейся ситуации, как представляется, могло бы стать стимулирование внутреннего спроса на энергоносители. Речь не только о создании современных высокотехнологичных производств с высоким переделом в обрабатывающих секторах. Важной задачей выступает поддержка в условиях кризиса доходов и потребительского спроса населения.
Однако в настоящее время государство видит свою миссию главным образом в поддержке энергокомпаний. Между тем в сложившейся обстановке не то, что повышение, даже заморозка тарифов на голубое топливо, ставит отечественных производителей в тяжелые условия.
С учетом снижения цен на газ для зарубежных производителей, российские предприятия могут утратить одно из своих основных преимуществ в виде низких издержек на энергоносители. Если западные компании за счет дешевого газа и электроэнергии уменьшат себестоимость товаров и услуг, то наши производители не смогут с ними конкурировать.
Следует не забывать и другое важное обстоятельство. Именно внутренний рынок был и остается самым большим и потенциально самым привлекательным с точки зрения инвестиций для «Газпрома». Российским потребителям – населению и предприятиям – компания реализует более половины объемов добываемого газа.
При этом уровень газификации в среднем по стране менее 70%. Стоит задача к 2025 году увеличить его до 82%. Реализация этих проектов, когда экспорт сырья объективно невыгоден, может привлечь инвесторов и стать одной из эффективных мер поддержки отечественной экономики в условиях кризиса. И тогда «Газпром» улучшит показатели хозяйственной деятельности рыночным путем – за счет увеличения сбыта, а не благодаря повышению или заморозке тарифов.
Автор – профессор РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".