19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Добежать до канадской границы: COVID-19 и североамериканская солидарность
джастин трюдо Дональд Трамп Зарубежье Канада коронакризис Мексика

Добежать до канадской границы: COVID-19 и североамериканская солидарность

Обычно общий враг или угроза сплачивают дружественные государства, однако пандемия COVID-19, напротив, вбила клин между странами, чьи отношения считались близкими. И речь не только об участниках Евросоюза, начавших отгораживаться друг от друга, как только стало понятно, что ситуация с вирусом серьезная. Точно так же и Соединенные Штаты показали соседям по континенту, что в трудную минуту каждый сам за себя. И если Мексика к такому подходу Вашингтона уже успела привыкнуть, то для Канады он стал крайне неприятным сюрпризом.

Дональд Трамп и Джастин Трюдо

Дональд Трамп и Джастин Трюдо

©ТАСС/THE CANADIAN PRESS/Sean Kilpatrick

Мексиканизация границы

20 марта в рамках противодействия распространения коронавируса американо-канадская и американо-мексиканская границы были закрыты: движение товаров и прочих грузов продолжилось, а вот людям пересекать кордон без крайне веской причины было запрещено. Соответствующее решение было принято по обоюдному согласию Вашингтона и Оттавы и Вашингтона и Мехико. Однако вскоре в одностороннем порядке президент США Дональд Трамп сообщил о намерении разместить военных на канадской границе – также в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции. По его мысли, военные смогли бы пресечь попытки нелегальных переходов на территорию Соединенных Штатов.

Станет ли коронакризис предпосылкой к более мирному сосуществованию

Инициативу Трампа сложно объяснить насущной необходимостью – незаконные пересечения американо-канадской границы случаются не так часто, чтобы ради них задействовать армию. Тем более, что эта мера стала бы беспрецедентной – на протяжении более чем 150 лет граница между Соединенными Штатами и Канадой остается немилитаризированной. Даже после терактов 11 сентября 2001 года, когда в Америке резко усилили меры безопасности, военных на северную границу страны не отправляли.

Открытость американо-канадской границы подчеркивала особый статус отношений двух государств. По крайней мере, так было до недавнего времени. В Канаде задумку Трампа назвали «мексиканизацией границы» – дескать, США больше не видят особой разницы между соседями с севера и юга, полагая, что с обеих сторон исходит угроза национальной безопасности. Вице-премьер Христя Фриланд прямо заявила, что, если на границе появятся военные, это нанесет ущерб двусторонним отношениям.

В конце концов, резонанс и возмущение канадцев оказались столь сильными, что от милитаризации кордона США отказались. Но, хотя конфликт и разрешился, горький осадок остался. А вскоре возник и новый раздражитель – «конфликт масок».

Конфликт масок

Конфликт этот возник после того, как Трамп запретил экспорт в Канаду, Мексику, страны Латинской Америки и Европы респираторов N95, производимых компанией 3М. Объяснялось это тем, что во многих штатах стремительно росло число зараженных COVID-19, а средств защиты – тех самых масок – катастрофически не хватало. Трамп потребовал от американских компаний увеличить поставки медицинских товаров для удовлетворения нужд страны, сославшись на закон о производстве оборонной продукции периода Корейской войны. Эта правовая норма, принятая в 1950-м, дает главе государства право обязать компании производить товары для оборонных нужд, даже если это грозит им убытками.

В итоге партии масок, уже отправленные в Канаду и Германию, были задержаны на полпути, и их начали готовить к возвращению в США. Берлин назвал произошедшее «пиратским захватом». Около 4 млн медицинских масок застряли на канадо-американской границе. Компания 3М предупредила: прекращение экспорта в страны, борющиеся с эпидемией COVID-19, повлечет за собой серьезные гуманитарные последствия. В свою очередь, канадский премьер Джастин Трюдо напомнил, что нарушение поставок медицинских товаров и услуг не отвечает интересам самих США, поскольку движение это не одностороннее: в Америку из Канады также поступают предметы первой необходимости, а кроме того, прибывают врачи, работающие в приграничных городах, например в Детройте.

В конце концов администрация Трампа все же сдала назад, подписав соглашение, позволяющее компании 3M экспортировать свою продукцию. Но выводы из произошедшего канадцы сделали. Первой реакцией местных политиков стал призыв наладить производство медицинских масок и прочих средств защиты на территории самой Канады, чтобы снизить зависимость от импорта. Чуть позже зазвучали предложения заключить с США специальное соглашение, защищающее безопасность поставок важнейших медицинских товаров в кризисные периоды.

Каждый сам за себя

Коронакризис подчеркнул, что роль, которую США играют в североамериканском регионе и мире, изменилась. Соединенные Штаты не возглавили борьбу с эпидемией ни на глобальном уровне, ни на региональном, тем самым показав, что в этом деле каждый сам за себя. Более того, в разгар пандемии Америка приостановила финансирование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), что было расценено другими странами как отказ от международных обязательств и проявление безответственности.

Почему властям США не удается смягчить урон от коронавируса

Канада, напротив, увеличила финансирование ВОЗ, полагая, что деятельность этой организации способствует борьбе с COVID-19 и предотвращению новых вспышек эпидемии. Коронакризис заставил Оттаву пересмотреть внешнеполитические приоритеты и, в первую очередь, отношения с США. События последних месяцев ясно показали, что для Вашингтона Канада не ближайший партнер и союзник, а всего лишь один из имеющихся. Разлад начался еще до эпидемии, нынешний кризис лишь ускорил процессы и подчеркнул проблемы, копившиеся давно. Отношения Канады и Америки стали более сложными после избрания Трампа. С того момента силы либерального правительства Трюдо были брошены на выстраивание с Белым домом сбалансированных отношений, учитывающих канадские интересы. Приоритетной внешнеполитической задачей стало обновление Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), инициированное американским лидером.

Традиционно взгляды Консервативной и Либеральной партий Канады на то, какой у страны должен быть внешнеполитический курс, несколько разнятся. Консерваторы, как правило, больше склонны следовать в фарватере США. Либералы же обычно выступают приверженцами «мягкой силы» и многостороннего подхода к решению международных проблем. Неприятный опыт взаимодействия с Вашингтоном, полученный Оттавой во время пандемии, заставит ее дрейфовать в сторону налаживания связей с другими партнерами – в том числе, возможно, и Китаем.

К югу от границы

Еще в феврале Трамп дал распоряжение ускорить строительство стены на границе с Мексикой, аргументируя это тем, что во время эпидемии особенно важно остановить поток нелегалов, завозящих в США болезни. Статистика не подтверждала слова президента – распространение коронавируса не было связано с мигрантами из Латинской Америки, а наиболее пострадавшими оказались штаты, находящиеся вдалеке от мексиканской границы. Оппоненты пеняли Трампу и на то, что строители, возводящие стену, не смогут соблюдать социальную дистанцию. И это не говоря о том, что деньги, выделенные на этот проект, стоило бы пустить на борьбу с эпидемией. Тем не менее строительство стены продолжилось.

Власти Мексики поначалу отнеслись к COVID-19 без должной серьезности. Президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор не реагировал на предупреждения санитарных и эпидемиологических служб, за что подвергался критике как со стороны глав некоторых штатов и муниципалитетов, так и извне. По мере ухудшения ситуации власти начали неторопливо принимать меры, включая закрытие производств, не связанных с предметами первой необходимости, так же, как это было сделано в Соединенных Штатах. Однако две страны по-разному определили, что попадает в категорию важнейших товаров. В результате были повреждены производственные цепочки, и ряд американских предприятий остался без комплектующих, изготавливаемых в Мексике. Дональд Трамп обратился к мексиканскому коллеге с настоятельной просьбой открыть необходимые для нужд США производства, что вызвало неоднозначную реакцию. Хотя Лопес Обрадор готов был пойти навстречу Трампу, главы нескольких штатов и муниципалитетов, а также врачи выступили против, опасаясь дальнейшего ухудшения эпидемиологической ситуации. В то же время бизнесмены и промышленники считают, что возобновить работу предприятий все же необходимо, дабы не усугублять и без того непростое экономическое положение. При этом некоторые мексиканские предприятия просто проигнорировали распоряжения правительства и продолжили работать во время эпидемии, не вводя никаких мер для профилактики распространения вируса.

13 мая президент Мексики представил план по возобновлению экономической и социальной активности в условиях продолжающейся пандемии коронавируса. Он отметил, что власти на местах смогут принимать самостоятельные решения по дальнейшим ограничениям. Уже с 1 июня правительство разрешило возобновить работу строительным, добывающим и машиностроительным компаниям.

Таким образом, антивирусные ограничения ослабляются в Мексике уже с конца мая, в том числе из-за давления со стороны США, которым нужны комплектующие и потребительские товары мексиканских производителей.

Североамериканская экономическая интеграция

Пандемия не заставила государства Северной Америки отказаться от планов, согласованных до ее начала. С 2017-го США, Канада и Мексика по инициативе Трампа ведут переговоры о пересмотре Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), действовавшего с 1994 года. Финальная стадия ратификации нового соглашения, ЮСМКА (United States–Mexico–Canada Agreement, USMCA), совпала по времени с начальным этапом эпидемии. Из-за этого вступление соглашения в силу задерживается на месяц – вместо 1 июня оно начнет действовать 1 июля.

Поможет ли новое соглашение более мягкому выходу из экономического кризиса, порожденного эпидемией, вопрос дискуссионный. Например, представители молочной индустрии Канады просили правительство добиться отсрочки вступления ЮСМКА в силу, поскольку, по их подсчетам, если соглашение начнет действовать с июля, они потеряют $100 млн. При согласовании нового соглашения частичное открытие рынков молока, птицы и яиц для американского импорта было самой серьезной уступкой с канадской стороны. C подобными просьбами к своим правительствам обращались также ассоциации автоиндустрии и бизнеса США, Канады и Мексики, настаивая, что из-за пандемии им необходимо больше времени для адаптации к новым условиям.

Однако власти не намерены идти навстречу этим просьбам. Вступление соглашения в силу они расценивают как окончание периода неопределенности и подтверждение того, что Соединенные Штаты намерены углублять экономическую интеграцию в регионе. Президент Мексики полагает, что ЮСМКА позволит оживить экономику его страны. Однако эксперты по торговым вопросам подчеркивают, что ситуация там настолько сложная, что одного только соглашения будет недостаточно.

Пандемия показала, что к холодной войне Китай готов лучше, чем США

Пожалуй, больше всех заинтересован в ЮМСКА президент США Трамп. Для него вступление ЮСМКА в силу станет козырем накануне ноябрьских выборов – пересмотреть прежнее соглашение, НАФТА, было одним из предвыборных обещаний Трампа. Кроме того, Вашингтон рассчитывает, что после ЮМСКА привяжет Канаду и Мексику к Америке и заставит их выступать на ее стороне в торговой войне с Китаем.

Резюмируя, можно сказать: эпидемия показала, что в кризисной ситуации североамериканская солидарность дала трещину. Пандемия стала проверкой на прочность отношений между странами региона, поставила их перед новыми условиями развития, но в большей степени ускорила процессы, начавшиеся ранее.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».