13 декабря 2024
USD 103.95 +0.68 EUR 110.48 +1.92
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Искусство жонглировать цифрами
мигранты преступность Экспертное мнение

Искусство жонглировать цифрами

Почему борьба с преступлениями мигрантов не приносит результатов

Игорь Надеждин

Игорь Надеждин

©Фото из личного архива

Количество преступлений, совершенных в Российской Федерации мигрантами, многие годы, даже в «лихие» девяностые, держится примерно на одном уровне – от 2,5% до 3,5% от всех преступлений.

Есть небольшие отклонения по разным видам. Так, например, в свое время «грузинские» группировки специализировались преимущественно на квартирных кражах (в отдельные годы до 30% таких преступлений было на их счету), «азербайджанские» – на грабежах и вооруженных нападениях на кассы организаций, а также бутлегерстве (удельный вес достигал 7%), «армянские» – на вымогательствах и нелегальном автобизнесе, «цыганские» – на наркотиках, ну и так далее.

Без права на самооборону: можно ли применять оружие для защиты от нападения

Заметное число насильственных сексуальных преступлений совершают выходцы из Молдавии: в общей структуре каждое 13-е изнасилование – на их счету. Правда, часто в букете с другими, насильственно-корыстными преступлениями, но это мало что меняет.

Однако в общей статистике преступность мигрантов не поднимается выше 4% от общего числа совершаемых в России преступлений. Да, статистике, особенно ведомственной, верить нельзя, но есть индикаторные показатели, и они дают примерно такой же результат.

Внутри этой «миграционной» статистики также есть свои разделения: 97% преступлений совершают выходцы из стран СНГ, 1,5% – из стран дальнего зарубежья (в первую очередь Китай, Вьетнам и Африканский континент), а на Европу и США приходится менее половины процента.

Чтобы не быть голословным: по данным Верховного суда РФ, в 2022 году в России осужден 578.751 человек, из них 19.909 (3,4%) – выходцы из стран бывшего СССР (без Прибалтики), 882 (0,15%) – из других стран, 1011 (0,18%) – лица без гражданства. Всего преступность мигрантов в общей статистике составила 3,4%.

Схожие цифры были годом ранее: осуждены 565.317 человек, из них выходцев из стран СНГ – 17.550 (3,1%), 704 гражданина дальнего зарубежья (0,12%) и 994 – лица без гражданства (0,17%). Десять лет назад, в 2012-м, уровень миграционной преступности занимал те же 3,5%: были осуждены 739.278 человек, из них 25.908 иностранцев.

Аналогичные показатели содержатся и в Информационно-аналитических справочниках МВД: в 2018 году удельный вес преступлений, совершенных иностранцами, составил 3,5%, в 2019-м – 3,3%, в 2022-м – 3,9%.

Преступление и наказание: в Ростове-на-Дону вынесли приговор членам "банды амазонок"

Главное, что известно всем, но забывается многими: в миграционной преступности первые места традиционно занимают выходцы из стран Кавказа и Закавказья, а не из Средней Азии. Но сегодня среди политиков и лиц, крутящихся вокруг них, стало модным и популярным говорить о преступлениях мигрантов и всячески подчеркивать особую угрозу от приезжих, намекая на гостей из Средней Азии. Говорить о резком, в десятки процентов, росте преступности мигрантов. И о потребности немедленно ужесточить миграционное законодательство в связи с этим.

Проблема в одном: абсолютное большинство преступлений совершают нелегальные мигранты. Так называемая банда GTA (убийства и разбойные нападения в Москве, Подмосковье и Рязанской области в 2012–2014 годах), все участники которой въехали в Россию официально и имели здесь временную регистрацию, до сих пор остается исключением из правил (может быть, потому что первыми их жертвами стали соотечественники). А вот об убийце 4-летней Насти Мещеряковой сегодня никто не вспоминает – ни политики, ни правоохранители.

Кроме того, давно и хорошо известно: ужесточение миграционного законодательства приводит не к снижению преступности среди мигрантов, а к росту коррупционных составов и расширению стаи «оборотней в погонах». Ну и к росту благосостояния некоторых руководителей миграционных служб.

А главное – нельзя бороться с отдельными видами преступности. Мы много раз это проходили и всегда оказывались в тупике. Нужно понять, что организованная преступность эволюционирует и сейчас уже стала профессиональной. Но никаких изменений ни в оперативно-разыскной тактике, ни в уголовно-процессуальной сфере, ни в законодательной так и не происходит.

Все разговоры о преступности мигрантов пока проходят под рубрикой аппаратной борьбы. И представляют из себя не спор профессионалов, а манипулирование общественным мнением. К сожалению…

Автор – криминальный репортер

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".