Фестиваль "Докер-2024": поиски культурной идентичности и семейные распри
В Москве открылся десятый юбилейный Международный кинофестиваль документального кино «Докер». До 15 сентября в киноцентре «Октябрь» можно будет посмотреть 56 новых фильмов из 30 стран. Среди них, во-первых, призеры и участники престижных мировых киносмотров: «Сандэнса», Hot Docs в Торонто, Visions du réel в Ньоне, CPH:DOX в Копенгагене и других. Во-вторых, самое большое количество мировых и международных премьер за все годы существования «Докера». Многие показы будут сопровождать дискуссии с авторами, журналистами и психологами.
Программа фестиваля включает в себя основной конкурс (12 полнометражных картин), конкурс короткого метра и специальные секции: «Док терапия» посвящена ментальному здоровью, «Let IT dok!» – информационным технологиям, а секция отечественного кино «Док Станция» представит 15 историй, снятых в разных регионах страны. В программе Doker Kids собраны три фильма об исследовании космоса для детей старше 12 лет и их родителей. Обширна и образовательная программа, ориентированная на тех, кто снимает или хочет снимать кино.
Расскажем подробнее о пяти лентах смотра из разных программ.
«Якутия – между мирами», режиссер Владимир Кочарян, программа «Док станция»
В последние годы даже далекие от кинопроцесса люди наверняка не раз слышали о буме якутского кино. В Республике Саха сложилась своя собственная успешная независимая киноиндустрия, в которой есть место и кассовым зрительским хитам, и более сложному авторскому кино. Одним из первых больших успехов этой самобытной кинематографии за пределами региона стала победа метафизической драмы Дмитрия Давыдова «Пугало» на «Кинотавре».
Режиссер Владимир Кочарян приехал в Республику Саха, чтобы более пристально изучить этот феномен. Недавно под его редакцией также вышла книга «Якутское кино. Путь самоопределения». Кочарян последние 10 лет курировал фестивали и образовательные проекты в России и за рубежом, работал продюсером на киностудии «Лендок» и исполнительным директором журнала «Искусство кино». Сейчас он курирует кинофестиваль «Золотой Абрикос» в Армении.
Для Владимира Кочаряна погружение в мир якутского кинематографа является потребностью не только профессиональной, но и личной. Картина «Якутия – между мирами» оказывается не только культурологическим исследованием, но и своеобразным автофикшеном. Ведь режиссер, рожденный в семье армянина и якутки, появился на свет и провел детство и юность в Республике Саха.
Поэтому интервью с экспертами, рассуждающими о мировоззрении якутских людей и его отражении в кино, перемежаются личными для режиссера моментами: в кадре появляется и он сам, и его близкие родственники. Автор фильма, очень искренний и обаятельный в кадре, пытается разобраться со своей культурной идентичностью. Например, ответить себе на вопрос, имеет ли он право проводить местный традиционный ритуал перед началом съемок, или это будет выглядеть как цирк, раз он давно здесь не живет.
Певица и актриса Валентина Романова-Чыскыырай, сыгравшая главную роль в фильме «Пугало», считает, что не будет: можно просто «покормить землю» и от чистого сердца поделиться своими мыслями. Вообще, многие герои фильма подчеркивают исключительную связь якутского человека с природой – одухотворенной и живой, плачущей из-за того, каким мучениям ее подвергает человек.
«Колесо обозрения», режиссер Омер Гюмюзер, основной конкурс
Импрессионистический док о жизни, смерти и возрождении парка развлечений в турецком Измире. Главными героями фильма, переливающегося неоновыми огнями и кружащего голову аттракционами, стали работники этого парка. Когда он был наполнен посетителями под завязку, сотрудники, ставшие друзьями, были вынуждены работать почти круглосуточно: после смены нужно проверить все аттракционы, так что на сон остается часа четыре. Спать приходится иногда прямо на рабочем месте.
С наступлением пандемии все меняется: лунапарки в стране закрываются, и уверенности в том, что когда-нибудь они вновь откроются, нет. Платить обещают еще два месяца, а потом – неоплачиваемый отпуск.
Герои вынуждены думать о новой работе и злиться на власть, от которой не приходится ждать поддержки. Однако жизнь, несмотря ни на что, продолжается внутри парка и посреди пандемии: кто-то должен следить на всякий случай за состоянием аттракционов, да и уличные кошки и собаки, обитающие на территории, нуждаются во внимании.
Для турецкого режиссера Омера Гюмюзера «Колесо обозрения» стало полнометражным дебютом, но при этом у него есть большой опыт работы в музыкальных клипах, рекламе, фильмах и сериалах как у оператора дронов. Поэтому, хотя драматургия в «Колесе обозрения» порой и кажется разреженной, визуальный ряд всегда остается на высоте.
«ЭКО: отчаянный путь», режиссер Лаура Гарсия Брото, программа «Док терапия»
Фильм Лауры Гарсия Брото о том, что даже очень обеспеченные люди в одной из самых богатых стран мира могут быть несчастны, потому что порой никакие деньги мира не могут исполнить их самое заветное желание. В центре повествования несколько семейных пар, которые годами пытаются завести ребенка. Попробовав все возможные варианты, они обращаются к процедуре ЭКО, по поводу которой до сих пор у многих есть предубеждение. Новые и новые попытки каждый раз заканчиваются неудачей.
В этой картине каждая несчастливая семья несчастлива одинаковым образом – поэтому герои создают дружеское коммьюнити, где царит поддержка: никто, даже близкие родственники, не могут их понять так же хорошо, как люди, переживающие те же самые эмоции отчаяния. При этом героини признают, что если кто-то из них достигнет успеха, для другой это станет испытанием.
Персонажи осознают, что мысли об успехе процедуры ЭКО становятся для них одержимостью, разрушают их жизнь. Женщины вынуждены бросать работу и подчинять все свое существование одной цели. Из отношений исчезает романтика и спонтанность. Весь фокус внимания направлен в одну точку, и остановиться будто бы невозможно: когда потрачено столько денег, времени и сил, очень сложно признать, что все это было зря, – возникает потребность пробовать снова и снова.
Героини говорят о том, что им уже хотелось бы точно узнать, что ничего не получится. Только в таком случае они смогут выдохнуть и насладиться тем, что у них уже есть: по-настоящему близкими отношениями с поддерживающими их мужьями.
«Молодость», режиссер Николо Балланте, основной конкурс
«Молодость» итальянца Николо Балланте – антипод одноименного (в российской адаптации) фильма Паоло Соррентино. Если один из главных режиссеров современной Италии воспевает богатую гламурную жизнь и красоту на грани с китчем, то его коллега 1998 года рождения Николо Балланте рассказывает о самой обычной жизни. В пригороде Рима, где обитают герои «Молодости», выходцы из Молдавии, почти невозможно разглядеть ту открыточную Италию, по которой сходят с ума туристы.
Молодой парень Андрей работает на ферме, но его мечты связаны с музыкой, которую он сочиняет. Андрей читает рэп на молдавском, ведет музыкальный аккаунт в соцсетях, и у него даже есть друг-продюсер, который зовет его поехать вместе работать в другую страну. Но герой чувствует ответственность за свою семью, брошенную отцом. Когда отец перестает помогать финансово, Андрей окончательно понимает, что он в ловушке: мать впадает в депрессию, любимой младшей сестре тоже нужна поддержка, а деньги необходимы, как никогда (нужно покупать дом).
У Николо Балланте получился очень обаятельный портрет героя: искреннего, любящего, доброго, талантливого парня, который оказался в почти безвыходной ситуации. Хочется верить, что для него еще не все потеряно, тем более что его любовь к близким взаимна, а это уже большая ценность. Впрочем, это чувство и исходящая из него ответственность и становятся источником внутреннего конфликта.
«Аль Джанат – исходный рай», режиссер Хлоя Аиша Боро, основной конкурс
Один из самых известных на данный момент в фестивальном мире фильмов «Докера-2024». Картину из Буркина-Фасо уже показали едва ли не на всех важнейших смотрах документального кино: щвейцарском Visions du Réel, канадском HOT DOCS, нидерландском IDFA. Постановщица Хлоя Аиша Боро уже получила ряд наград за свои предыдущие работы, а сейчас снимает первое игровое кино под названием «Демократия».
Боро, как и Владимир Кочарян в фильме «Якутия – между мирами», является не только режиссером своей картины, но и ее действующим лицом. Правда, непосредственно в кадре она появляется совсем ненадолго. Хлоя Аиша Боро давно переехала из родного села в Буркина-Фасо во Францию. Но семейная трагедия – гибель дяди в давке в Мекке – заставляет ее вернуться на родину и погрузиться в размышления о своих корнях и идентичности, о значении дома во всех смыслах этого слова.
Гибель старшего родственника разделяет огромную семью на конфликтующие кланы. Одни считают, что родовое поместье нужно сохранить во что бы то ни стало: это место уже давно стало святым, туда приходят молиться паломники. Там закопаны пуповины рожденных в семье детей. Другая часть семьи придерживается не традиционного права, а официального законодательства, унаследованного от европейской колонизации. Они уверены, что дом нужно продать, потому что в перспективе они все равно его потеряют, а жить на что-то нужно уже сейчас.
Сама Хлоя Аиша Боро чувствует, что в случае потери родового поместья она утратит и значимую часть себя, будто окончательно оторвется от корней. Но так или иначе в этой сложной ситуации она может оставаться лишь наблюдателем.
Полную программу фестиваля «Докер» и расписание можно посмотреть на официальном сайте.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль