Наверх
2 декабря 2021

"Криптополис": анимация для взрослых о зоопарке с фантастическими тварями

©Fit Via Vi Film Productions

В прокат вышла анимационная картина для взрослых «Криптополис» режиссера и комиксиста Дэша Шоу, получившая награды параллельных программ «Сандэнса» и Берлинского кинофестиваля. «Криптополис» можно считать своеобразным аперитивом к открывающемуся в конце октября «Большому фестивалю мультфильмов». Как и большинство фильмов крупнейшего российского анимационного смотра, «Криптополис» – штучная работа особой выделки, непохожая на те ленты, которые, как правило, доходят до широкого проката. Невероятно придуманную визуально и сюжетно психоделическую картину хочется назвать безумной, но в самом хорошем смысле этого слова.

Действие «Криптополиса» начинается в Сан-Франциско на рубеже 1960–1970-х. Парочка хиппи предается любви в лесу, мечтает о новом прекрасном свободном мире и в итоге набредает на подозрительного вида высокую стену. Закрытый военный объект или что-то более интересное? Любопытство берет вверх, и герои, прямо в чем мать родила перемахнув через стену, натыкаются на самого что ни на есть настоящего единорога. Тот, испугавшись, протыкает рогом мужчину, что приводит к гнев женщину, которая в состоянии аффекта убивает фантастическое существо. Это пролог.

Когда начинается основное действие, выясняется, что найденное парой место называется «Криптополис» (в оригинале Cryptozoo). Под этой вывеской скрывается заповедник, или, скорее даже, зоопарк, в котором обитают криптиды – не признанные наукой мифологические создания со всего света, спасенные от браконьеров и прочих злодеев активисткой и ветеринаром Лорен Грей. Заведующая заповедником пожилая женщина Джоан и помогающая ей Лорен мечтают о том, что когда-нибудь криптиды смогут мирно сосуществовать с людьми.

В детстве, прошедшем на военной базе, Лорен мучили кошмары, от которых ее спасло как раз мифологическое существо: баку, сказочное животное из Японии, похожее на слоника или тапира. Баку питается человеческими снами, грезами и кошмарами. Лорен хочет поймать волшебное существо, чтобы защитить его, а защищать и правда есть от кого: на слоника охотятся спецслужбы, полагающие, что баку поможет им избавиться от контркультурной мечты об идеальном мире без войн и конфликтов. Да и остальных криптидов они хотят использовать как оружие.

"Не время умирать": эффектное прощание с Крейгом-Бондом

Пышущий цветом и энергией, буквально рукотворный «Криптополис», созданный Дэшем Шоу и его женой, режиссером анимации Джейн Самборски, рожден такой кипучей фантазией, что иногда не веришь собственным глазам. Там есть и помогающая Лорен горгона, которая в какой-то момент принимает свою нестандартную внешность со змеями на голове и снимает скрывающий их платок. И юноша без головы с лицом на груди, страдающий от гиперопеки токсичной матери. И еще миллион самых разных созданий, начиная от блудливого и бесчестного фавна, совсем не похожего на своего знаменитого коллегу из «Хроник Нарнии», и заканчивая драконами и птицей Алконост из России.

Дэш Шоу в «Криптополисе» обнимает всех угнетаемых – независимо от того, человеческого они происхождения или нет. Причем у создателей есть вопросы не только к очевидным агрессорам вроде военных, но и к тем, кто искренне стремится «творить добро». Лорен и Джоан, пытаясь спасти криптидов, по сути, лишают их свободы, заключая в клетки. Ко всему прочему, они еще и превращают их в объекты коммерциализации. Прекрасная утопия в нынешнем мире – иллюзия, которая рано или поздно разрушится.

Читать полностью (время чтения 2 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
02.12.2021
01.12.2021