Наверх
29 января 2023

"Молодость": якутский ответ Аки Каурисмяки

Кадр из фильма "Молодость"

Кадр из фильма "Молодость"

©Про: взгляд

До проката добрался один из самых ярких российских фильмов прошлого года – трагикомедия Дмитрия Давыдова «Молодость». Во многом благодаря Давыдову и его победившей на «Кинотавре» драме «Пугало» многие наконец узнали о феномене якутского кино. В Республике Саха производят и показывают на больших экранах огромное количество разножанровых картин, которые собирают хорошую кассу. Правда, во время обсуждения после московского пресс-показа «Молодости» Давыдов рассказал, что общероссийский кризис затронул и Якутию: зрителей в кинотеатрах стало гораздо меньше. Зато, как мы знаем, в последние годы больше якутских картин выходит не только в региональный прокат.

"Пугало": якутский фильм, победивший на "Кинотавре"

Путь Дмитрия Давыдова очень интересен. Он сменил множество профессий – от судебного пристава до предпринимателя, но, кажется, дольше всего работал в школе в родном селе. Успел побывать и учителем начальных классов, и географом, и завучем, и директором. Из школы он уволился только в конце 2021 года, когда уже вовсю занимался режиссурой. Еще в 2016 году его дебют «Костер на ветру» показали более чем на двадцати международных кинофестивалях.

Сейчас Давыдов снимает несколько фильмов в год: только в 2022-м на фестивалях и в кинотеатрах можно было посмотреть «Нелегал», «Песни лета» и, собственно, «Молодость». Впереди – съемки проекта не в родной Якутии, а в Нижегородской области. У режиссера нет кинообразования, но по его картинам этого не видно. Подобно Квентину Тарантино, который сказал: «Я не ходил в киношколу, я ходил в кино», Дмитрий Давыдов говорит: «Единственный пока мой учитель – это другие фильмы». То, что Давыдов отлично знает мировое кино, очень заметно по его работам, которые при всем при том выглядят абсолютно самобытно. При этом постановщик удивительно скромен и уверен, что ему многому еще необходимо научиться.

Ранние картины Дмитрия Давыдова многие называют ни много ни мало трагедиями, но в последнее время он все чаще использует и комедийные элементы (которых, правда, не было лишено, например, и мрачное «Пугало»). Режиссеру явно нравится экспериментировать с жанрами, смешивать их. Так, «Нелегал» – это и криминальный триллер, и социальная драма, и идиллия, и мистика, и роман взросления. «Молодость» совмещает в себе комедию и драму с мистическим подтекстом, а еще в некотором смысле это почти мюзикл.

"Нелегал": фильм о забытой человечности

Главный герой, безалаберный Вася (якутская театральная звезда Альберт Алексеев) возвращается в родное село из города. Почему он уехал сразу после выпускного на чужом мотоцикле и почему не приезжал домой двадцать лет? Отчего не захотел хотя бы увидеть родителей, чьи могилы теперь не стремится навестить? Почему развелся с женой? Ответы на эти вопросы мы не узнаем, но это не мешает сочувствовать герою, которого сразу после приезда, кстати, избивают местные гопники. Вася устраивается на работу в котельную помощником кочегара и поселяется в старом стылом доме своей семьи. У него нет денег, нет перспектив, и единственным его другом становится вылетевшая из холодильника пчела.

Плюс ко всему владелец мотоцикла, который Вася одолжил двадцать лет назад, постоянно требует его вернуть. Надежда на то, что каким-то образом получится возвратиться в счастливое прошлое, постепенно испаряется. Кризис среднего возраста сменяется экзистенциальным отчаянием.

После такого описания возникает закономерный вопрос, причем тут комедия, но «Молодость» – действительно очень забавный фильм. Сама местная фактура словно рождает абсурдный юмор. По телевизору показывают гомерически смешную дешевую рекламу: то трэшовых мужских париков, то чудодейственной подснежниковой настойки. Рекламирует все это горе-бизнесмен, изображенный самим Давыдовым. Также по ТВ можно увидеть какое-то чудовищное якутское кино о вампирах. Тут в дело вступает мета-юмор.

«Якуты хорошо стали снимать кино» – говорит за просмотром фильма одноклассница Васи, в которую он явно влюблен. «В смысле? Плохо же!» – отвечает Вася, глядя на отчаянно переигрывающего Дракулу. Хохот вызывает закадровое появление и той самой огромной пчелы, с которой Вася не сразу находит общий язык. Ее, кстати, долго озвучивал один известный актер.

Барби, Наполеон и Оппенгеймер: 16 ожидаемых кинопремьер 2023 года

Драматический накал смягчают и многочисленные музыкальные сцены. Дмитрий Давыдов рассказывал, что на написание сценария «Молодости» его вдохновило прослушивание альбома культовой местной рок-группы «Хардыы». Двенадцать композиций гремевшей в 1990-е почти что панк-команды звучат в фильме, становясь основой для разнообразных танцевальных сцен. В одной из них под «Хардыы» зажигает продавщица в продуктовом, у которой Вася покупает водку и «Саха-колу». В другой главный герой бросается в пляс с той самой одноклассницей. Танец становится высшим проявлением радости и человеческой близости, дарящей тепло, несмотря на минус 56°C за окном (это, кстати, реальная температура во время съемок!). Движение помогает Васе выразить и страдание в тот момент, когда от счастья, кажется, ничего не остается.

Когда в кадре начинает звучать эта наглая в своей простоте и покоряющая с первых нот музыка, понимаешь, что «Молодость» – якутский ответ фильмам Аки Каурисмяки, еще одного северного любителя горячего рок-н-ролла. С работами финна Аки картину Давыдова объединяет и меланхолия, перемешанная с иронией, и любовь к маленькому человеку, который не вписывается в общество, и общий холодный антураж. Словно в Якутии у мэтра мирового кино появился молодой брат, в чем-то похожий на него, а в чем-то совершенно другой.

В отличие от многих коллег, которые не любят делиться с публикой видением своей картины, Дмитрий Давыдов охотно рассказывает о трактовках «Молодости». Для него место, куда приезжает герой, на самом деле является чистилищем. Такая интерпретация объясняет многие художественные решения и ту ноту потусторонней тревоги, которая то и дело звенит в фильме. Но чистилище может быть и метафорой нахождения в подвешенном беспокойном состоянии где-то между раем и адом. Поэтому финал картины приносит облегчение: порой даже неважно, куда едешь, главное – сдвинуться с места.

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль