Наверх
1 августа 2021

Петровы в гриппе, французский вестник и красная ракета: что покажут на Каннском фестивале-2021

Каннский фестиваль
©Shutterstock/Fotodom

Многострадальный Каннский фестиваль, отмененный в прошлом году и перенесенный в этом с прохладного мая на жаркий июль, открывается 6 июля. Возможность онлайн-показов наподобие тех, что проводили Берлинале и «Сандэнс», организаторы даже не рассматривали: с их точки зрения, первоклассное кино должны демонстрировать только на большом экране. Некоторые из конкурсных картин были отобраны еще для смотра прошлого года – их создатели согласились ждать 2021-го, пожертвовав более ранними датами премьер или даже другими смотрами: все-таки Каннский фестиваль остается важнейшим в мире. Из-за эпидемиологической ситуации в России и включения ее в «красную зону» немногие отечественные журналисты доберутся в этом году до Канна. По иронии судьбы, именно в 2021-м на фестивале покажут большое количество русских фильмов. О них и о других важных Каннских премьерах (рассказать обо всех невозможно: программа в этом году бьет все рекорды по звездности режиссерских имен) – в обзоре «Профиля».

«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова и другие российские фильмы

«Петровы в гриппе» – один из тех фильмов, которые, по слухам, должны были показать еще на несостоявшемся смотре 2020-го. Серебренников, чье ностальгическое «Лето» о дружбе Майка Науменко и Виктора Цоя также было включено в основной Каннский конкурс несколько лет назад, экранизировал роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Один из самых громких русских романов последних лет почти лишен сюжета, и при этом в нем очень важны стиль и язык. К тому же происходящее в книге зачастую абсурдно, инфернально, похоже на сон. Любопытно, какой кинематографический ключ Серебренников нашел для текста Сальникова. Вообще, повествование о семействе, слегшем от гриппа, сейчас не может не отозваться в сердцах жителей всех уголков планеты. Правда, сама специфика «Петровых в гриппе» все-таки очень российская: действительность романа настолько узнаваемая – пусть и выкрученная до предела, – что и страшно, и смешно. Интересно, как картину оценит президент жюри, главный афроамериканский режиссер современности Спайк Ли, и его товарищи по коллегии. В главных ролях снялись Семен Серзин (по совместительству режиссер фильма «Человек из Подольска», где также российские реалии переплетены с фантасмагорией, а в центре повествования – «маленький человек»), Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Иван Дорн, Юрий Колокольников и другие.

Во вторую по важности конкурсную программу «Особый взгляд» отобрали еще два российских фильма – «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Дело» Алексея Германа мл.

Кира Коваленко – выпускница легендарной мастерской Александра Сокурова, среди бывших студентов которой также участники международных фестивалей Кантемир Балагов, Владимир Битоков и Александр Золотухин. Дебют Киры Коваленко «Софичка» был продемонстрирован на киносмотре в Таллине, выходил в прокат и был отлично принят критиками. Кстати, Кантемир Балагов, на данный момент самый известный выпускник мастерской Сокурова, чьи «Теснота» и «Дылда» завоевали награды каннского «Особого взгляда», сказал как-то, что именно Кира Коваленко научила его очень многому во время учебы, именно на нее он равнялся. Действие фильма «Разжимая кулаки» разворачивается в Северной Осетии, актеры – в основном, непрофессионалы – разговаривают на осетинском. Главную героиню, девушку по имени Ада, сыграла студентка актерского факультета университета во Владикавказе Милана Агузарова. Ада хочет начать самостоятельную жизнь, сбежать от душащего заботой отца из шахтерского городка – но реально ли это сделать?

«Дело» одного из самых известных в мировом фестивальном сообществе современных российских режиссеров Алексея Германа мл. расскажет о преподавателе провинциального вуза (Мераб Нинидзе), который пытается бороться с коррупцией местных властей. В итоге герой окажется под домашним арестом из-за поста в Facebook.

Есть российское кино и в других разделах фестиваля. В cекции Atelier программы Сinefondation, в которой соревнуются студенты киношкол, – «Белой дороги!» Эллы Манжеевой, в программе Cannes XR – анимационный VR-сериал «Под подушкой» Георгия Молодцова, в конкурсе молодых талантов Nespresso Talents параллельной секции «Неделя критики» – «Почтальон» Клима Тукаева.

«Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"» Уэса Андерсона

Свежий фильм одного из главных перфекционистов и эстетов современного кино критики и кинопрофессионалы также должны были увидеть в Канне еще год назад. Каннские отборщики не могли пройти мимо картины Андерсона, действие которой происходит во Франции. Посвящен фильм отделению американской газеты, расположенной то ли в Париже, то ли в некоем вымышленном французском городе середины XX века. В конце концов, какая разница: ожидать реализма от выдумщика Андерсона в любом случае не стоит. Впрочем, его предыдущие работы «Отель "Гранд Будапешт"» и «Остров собак» уходили от инфантилизма ранних картин и, пусть и в сказочной форме, обращались к социально-политическим проблемам прошлого и настоящего. Возможно, и «Французский вестник» продолжит эту линию. Перед зрителями предстанут не только сотрудники издания, но и герои опубликованных в нем историй, причем последние, судя по всему, сняты в ч/б. Разумеется, от звезд здесь будет пестреть в глазах: Тильда Суинтон и Бенисио Дель Торо, Тимоти Шаламе и Сирша Ронан, Элизабет Мосс и Оуэн Уилсон, Леа Сейду и Кристоф Вальц, Уиллем Дефо и Эдриан Броуди, Билл Мюррей и Фрэнсис МакДорманд, и многие другие.

«Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"»

American Empirical Pictures

«Аннет» Леоса Каракса

Фильм открытия Каннского фестиваля. Кстати, в российский прокат «Аннет», если все пойдет по плану, должна выйти совсем скоро – 12 августа. С момента появления на экранах завораживающей и загадочной «Корпорации "Святые моторы"» прошло девять лет, фанаты культового француза Леоса Каракса истосковались по нему. Сновидческий, поэтический и душераздирающий кинематограф Каракса ни на что не похож, и если вы видели, например, как бомжующие герои Жюльетт Бинош и Дени Лавана бегут по закрытому на реконструкцию парижскому Новому мосту под гул фейерверков в «Любовниках с Нового моста», вы никогда не забудете эти кадры – как и многие другие у Каракса. «Корпорация "Святые моторы"», в которой главный герой меняет роли и обличия, и вовсе до сих пор вызывает дискуссии о том, что все это значило.

«Аннет» – это мюзикл с Марион Котийяр и Адамом Драйвером в главных ролях. О фильме мало что известно. В соответствии с синопсисом, стендап-комик, потеряв жену – оперную певицу, остается с двухлетней дочерью. Та наделена неким даром. Мало того, что музыку написала группа The Sparks, братья Мэл выступили еще и сценаристами «Аннетт».

«Красная ракета» Шона Бейкера

Одна из потенциальных скрытых жемчужин смотра, программа которого насыщена знаменитыми режиссерскими именами. Шон Бейкер же в Каннском основном конкурсе – новичок, и его имя знакомо преимущественно страстным любителям американского независимого кино. При всем при том он действительно заслуживает гораздо большей известности, которая, возможно, наконец к нему придет (номинация на «Оскар» не совсем в счет: она была только у сыгравшего в ленте Бейкера Уиллема Дефо). Предыдущая и самая популярная картина Бейкера «Проект "Флорида"» участвовала в Каннской параллельной программе «Двухнедельник режиссеров». Это радостная и одновременно печальная история взросления в необычном сеттинге: молодая мама и ее маленькая дочка-сорванец живут в мотеле недалеко от «Диснейленда», еле сводя концы с концами. Оказывается, малообеспеченные американцы действительно порой вынуждены поступать именно так. Но, поскольку история показана с точки зрения девочки Муни, на первом плане в фильме не социальные проблемы, а счастье детства и изобретательность детских забав. «Красная ракета» расскажет о вышедшей в тираж порнозвезде, возвращающейся в свой родной маленький техасский городок, где ему никто особенно не рад.

«Остров Бергмана» Мии Хансен-Лёв

Семейная пара кинематографистов в картине любимой синефилами Мии Хансен-Лёв приезжает на живописно-аскетичный малолюдный шведский остров Форё, где когда-то жил Ингмар Бергман. Персонажей этих изображают Тим Рот и Вики Крипс. Каждый из них намеревается работать над своими сценариями, но в таком кинематографическом месте реальность и фантазии довольно быстро начинают перемешиваться.

«Память» Апичатпонга Вирасетакула

Тильда Суинтон никогда не выбирает банальные роли, а еще ее часто снимают мэтры из неанглоязычных стран, до того работавшие на родном языке. Полгода назад Суинтон появилась в «Голосе человеческом» испанца Педро Альмодовара, а теперь ее можно будет увидеть в картине тайского обладателя «Золотой пальмовой ветви» Апичатпонга Вирасетакула. В свежей работе автора «Дядюшки Бунми, который помнит свои прошлые жизни» Суинтон изображает шотландку, путешествующую по Колумбии. Внезапно она начинает слышать странные звуки, которые будет стараться разгадать. «Жизнь есть сон» – название пьесы испанского драматурга XVII века Педро Кальдерона довольно точно характеризует и кинематограф Вирасетакула.

Читать полностью (время чтения 5 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
01.08.2021
31.07.2021