Наверх
2 августа 2021

Артур Седов: "Приоритеты – высокая производительность и экологическая безопасность"

Артур Седов

©АО "Ростерминалуголь"

25 лет назад на государственном уровне было принято решение о строительстве в России нового современного порта для обеспечения растущего экспорта отечественных грузов. Местом для возведения стратегического объекта выбрали пустынный берег Финского залива в Кингисеппском районе Ленинградской области. Так началась история крупнейшего в европейской части России специализированного терминала с высокотехнологичной перевалкой угля – АО «Ростерминалуголь». Сегодня компания обеспечивает более 60% экспортного потока угля на Балтике и лидирует по уровню внедрения наилучших доступных технологий. О том, как создавался и развивался «Ростерминалуголь», как обеспечивается высокая производительность и экологическая безопасность угольной перевалки и реализуется социальная стратегия компании, «Профилю» рассказал Артур Седов, управляющий директор АО «Ростерминалуголь».

– Артур Александрович, в текущем году АО «Ростерминалуголь» отмечает 25‑летие. Как создавался терминал?

– Все началось в середине 1990-х годов. В тот период мне довелось побывать на берегу Финского залива на месте будущей стройки. Здесь был пустынный берег. Кто бы мог подумать, что спустя 25 лет эта территория превратится в современный логистический центр.

Многие технологии, которые применялись при строительстве нашего терминала – а он стал первым объектом нового порта, построенного на намывных территориях, – использовались впервые. Некоторые технические решения изобретались и обкатывались тут же. Как показала практика, мы не прогадали ни в выборе места, ни в использованных технологиях. «Ростерминалуголь» начал перевалку угля уже в мае 2003 года. В январе 2006 года в присутствии президента Владимира Путина состоялся запуск второй очереди автоматизированного перегрузочного комплекса. Сегодня объем перевалки угля увеличился до 26,5 млн тонн в год, а терминал способен выгружать свыше 60 тыс. тонн угля ежедневно.

– Получается, что сегодня грузооборот терминала втрое больше проектного показателя. За счет чего удалось этого добиться?

– Прежде всего за счет внедрения современного перегрузочного оборудования, использования вагонов повышенной грузоподъемности, а также скоординированной работы с ОАО «РЖД» и стивидорами. Безусловно, важную роль сыграла максимальная цифровизация процессов. Этот вопрос мы всегда решали в полной взаимосвязи с нашим главным партнером – Октябрьской железной дорогой в части работы со станцией Лужская. Инфраструктура создавалась с нуля, и мы выстраивали взаимоотношения по-новому, с учетом современных реалий и потребностей. Сейчас на обработку одной единицы подвижного состава затрачивается немногим более одной минуты. Достигнуть таких показателей удалось за счет внедрения информационно-логистической системы, которая позволяет в онлайн-режиме контролировать движение грузов по Октябрьской ж. д. и другим дорогам на всем маршруте следования угля, осуществлять качественное планирование подхода груза и бесперебойную работу в непрерывном режиме.

– В качестве фактора роста грузооборота терминала вы упомянули скоординированную работу с ОАО «РЖД». Как строится это взаимодействие?

– Действительно, совместные усилия портовиков и железнодорожников позволили оптимизировать маршруты и максимально ускорить доставку угля из Западной Сибири на Балтику. Это выгодно всем участникам рынка и положительно сказывается на развитии экспортных маршрутов российских угольных компаний.

В частности, применяемые с 2017 года на Октябрьской железной дороге логистические решения и сортировка угля по маркам и угольным программам позволили терминалу работать в круглосуточном режиме на полную мощность без остановок и простоев. Кроме того, подразделения ОАО «РЖД» обеспечили четкий и сбалансированный график маршрутов в адрес АО «Ростерминалуголь» и оптимальную схему подвода вагонов на разгрузку. Более 70% груза в 2020 году было доставлено в порт длинносоставными поездами, что дополнительно сократило сроки доставки угля.

После запуска станции Лужская в 2016 году было налажено цифровое взаимодействие с ОАО «РЖД», а сегодня в электронный формат переведен весь документооборот терминала с грузоотправителями, что делает взаимодействие участников перевозочного процесса более эффективным и тоже вносит вклад в сокращение времени транспортных операций.

– Какой была динамика грузооборота терминала в 2020 году на фоне общего падения экспорта угля из России? Какими рекордами работы компании запомнился прошлый год?

– В 2020 году грузооборот АО «Ростерминалуголь» составил 26,5 млн тонн, что на 8,2% больше, чем годом ранее, и рекордный показатель за всю историю предприятия. Этот рост зафиксирован на фоне крайне негативной ситуации на рынках угля в северо-западном направлении. Покупателей отечественного угля устраивает четкая сбалансированная работа терминала и экологические аспекты деятельности АО «Ростерминалуголь».

Стивидорный терминал является финальной логистической точкой в процессе погрузки, железнодорожной перевозки от грузоотправителя до морского транспорта. Четкая и быстрая обработка угля начинается всегда с железной дороги. Автоматизация и технологии железнодорожной перевозки угля последовательно отражаются на эффективности процессов в порту. Благодаря смежникам в 2020 году мы установили ряд производственных рекордов, в том числе по выгрузке вагонов. За сутки с 25 на 26 октября 2020 года было выгружено рекордное количество вагонов в истории терминала – 1476 единиц.

– Одно из конкурентных преимуществ АО «Ростерминалуголь» перед другими терминалами Балтики заключается в обеспечении экологической безопасности перевалки угля за счет наилучших доступных технологий. Какие из них реализованы на сегодняшний день и с каким эффектом?

– В каждом месте перегрузки угля расположены аспирационные установки, предназначенные для очистки воздуха от угольной пыли. Для уменьшения пыления угля на складе в летнее время работают установки водного орошения, а в зимний период – снегогенераторы. На терминале действует долгосрочная программа повышения экологической безопасности, в соответствии с которой в 2021 году количество генераторов на терминале будет увеличено до 7 единиц, всего запланировано приобретение 15 снеговых пушек. По периметру склада с углем будет возведен ветропылезащитный экран, который позволит минимизировать воздействие на окружающую среду.

На терминале ведется постоянный экологический мониторинг и аудит состояния окружающей среды. Для очистки сточных вод применяются высокотехнологичные очистные сооружения, полностью соответствующие международным нормам по защите окружающей среды и использующие технологию нанофлотации.

– АО «Ростерминалуголь» включен в перечень системообразующих организаций Ленинградской области. Расскажите о реализации социальной стратегии и поддержке работников и членов их семей.

– Сегодня в нашей компании работает более 600 высококвалифицированных сотрудников, за 25 лет сложилось 25 трудовых династий. Благодаря высокой эффективности предприятия в компании конкурентный уровень заработной платы.

Также в рамках социальной стратегии на терминале действуют дополнительные меры материальной поддержки работников и членов их семей. Предприятие помогает сотрудникам в приобретении жилья путем погашения процентов по ипотеке, частично компенсирует стоимость питания работникам, оказывает материальную поддержку многодетным семьям, оплачивает санаторно-курортное лечение и организует спортивные и культурно-массовые мероприятия. При этом социальная политика нашего предприятия нацелена на то, чтобы менять качество жизни не только своих сотрудников, но и всех жителей региона. Поэтому АО «Ростерминалуголь» способствует реализации социальных проектов на территории Кингисеппского района, создавая максимально комфортные, благополучные условия для всех.

Читать полностью (время чтения 3 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
02.08.2021
01.08.2021