28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Что выйдет из попыток ввести потолок цен на российскую нефть
антироссийские санкции нефть Экономика

Что выйдет из попыток ввести потолок цен на российскую нефть

Комитет постоянных представителей Евросоюза согласовал новый, восьмой пакет санкций против России. В него вошли ограничения на поставки высокотехнологичной продукции, оказание инжиниринговых и юридических услуг, а также запрет на морские перевозки российской нефти третьим странам по цене выше установленного лимита. В ответ Москва напомнила, что не станет продавать нефть тем, кто решится ввести против нее нерыночные ограничения. И здесь очень кстати подоспело решение ОПЕК+ уже в ноябре ограничить добычу нефти – это снижает возможности маневра у сторонников санкций. Эксперты уверяют, в ближайшие недели нас ждет очень напряженная игра нервов.

Добыча нефти в России

©Анатолий Жданов/Коммерсантъ/Vostock Photo

Содержание:

Кого придавит «потолком цен»

Нынешний демарш еврочиновников – это не первая попытка ввести так называемый потолок цен на российскую нефть. В начале сентября страны «большой семерки» (G7: США, Великобритания, Канада, Япония, Германия, Франция, Италия) уже договорились установить предельные цены, правда, не определились с уровнем потолка. Тогда министры финансов G7 постановили с декабря этого года применить «всеобъемлющий запрет» на услуги, позволяющие осуществлять морские перевозки сырой нефти и нефтепродуктов из РФ по всему миру.

Евросоюз принял восьмой пакет санкций против России

Теперь брюссельские бюрократы пошли путем «семерки» и запрещают транспортировку по морю российской нефти в третьи страны «по цене, превышающей лимит, а также (установить запрет) на сопутствующие услуги». По данным газеты The New York Times (NYT), механизм санкций таков: все зарегистрированные в ЕС судовладельцы, страховщики, андеррайтеры и т.д. ответственны за что, чтобы нефть, которую они помогают перевозить, продавалась не выше установленной цены. В противном случае им грозят судебные иски в своих странах.

Эксперты признают, что если заявленные угрозы будут исполнены, то снижение экспортной выручки для РФ окажется весьма существенным. Так, Bloomberg писал, что ценовой потолок может снизить добычу нефти в РФ на 3 млн баррелей в сутки.

Интересно, что государства, ратующие за установление предельной цены, сами практически не зависят от поставок Москвы. Так, США, Япония, Канада, Великобритания еще в начале весны отказались от закупок российской нефти либо свели их к минимуму. Евросоюз с 5 декабря тоже вводит эмбарго на поставки по морю.

Как пояснил «Профилю» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, авторам санкций теперь надо решить две задачи. Первая – уговорить крупных импортеров российского сырья присоединиться к «потолку», и вторая – распространить этот запрет на частные компании, судовладельческие, страховые и прочие.

Удастся ли уговорить Азию

Успех или провал затеи с ограничением цен почти стопроцентно зависит от позиции Китая и Индии – обе страны входят в тройку крупнейших мировых импортеров черного золота. В прошлом году доля российской нефти в общем объеме импорта КНР составила 15,5%, в этом году цифра может увеличиться до 20% – такие данные приводил главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Индия до 2022 года не входила в список крупных потребителей нашей нефти – поставки из РФ составляли около 2% ее импорта. Но начиная с весны они выросли кратно, и по итогам года наша доля может достичь 20%.

Крепость и поджигатели: как Россия справляется с санкционными атаками

Причиной стремительного скачка стали очень большие дисконты, предлагаемые Москвой: на пике, по экспертным оценкам, они превышали $30 за баррель, затем опустились до примерно $20. Однако если летом, по словам Громова, неприсоединение Индии к ценовым ограничениям казалось «вполне очевидным», то к осени ситуация изменилась. В начале сентября министр нефти страны Хардип Сингх Пури пообещал «очень внимательно» рассмотреть предложение «семерки». А 23 сентября газета The Times of India, ссылаясь на источники в отрасли, сообщила, что индийские нефтеперерабатывающие заводы хотят вообще отказаться от сырья из России. Мол, даже со скидкой стоимость доставки сибирской нефти выходит на $5–7 дороже, чем покупка аналогичных сортов в Африке или ОАЭ. Правда, данное заявление может быть лишь элементом торга вокруг предлагаемых скидок – неслучайно индийский источник в статье посетовал, что «раньше российская нефть была дешевле».

Ответом Москвы на угрозу введения предельных цен стало обещание президента Владимира Путина прекратить поставки странам, которые введут заявленный потолок. Это намерение 5 октября подтвердил вице-премьер Александр Новак. И здесь как нельзя кстати пришлась инициатива ОПЕК+, которая уже с ноября текущего года сокращает добычу нефти сразу на 2 млн баррелей в сутки. Официальная причина – необходимость балансировки рынка в условиях замедления мировой экономики и риска рецессии. Уже в день объявления о сокращении добычи нефтяные котировки поднялись выше отметки $90 за баррель и, по прогнозу Алексея Громова, видимо, закрепятся на этом уровне. Комфортный уровень цен для РФ – $70 за баррель.

Надо отметить, что квота Москвы в рамках ОПЕК+ будет сокращена с 11 млн барр. в сутки до 10,5 млн барр., что гораздо меньше потерь, которые прогнозировал Bloomberg в связи с введением «потолка цен».

Интрига ближайших недель, по словам доцента РАНХиГС Сергея Хестанова, заключается в том, решатся ли в новых условиях наши контрагенты присоединиться к ограничениям и реализует ли Россия свою угрозу лишить поставок тех, кто все же введет «потолок» – это определит всю дальнейшую судьбу нефтяных санкций. Понятно, что любое дополнительное сокращение поставок на мировой рынок еще больше разгонит цены, а это усугубит проблему инфляции, роста процентных ставок и риска глобальной рецессии.

«В ближайшее время нас ждет война нервов – кто первый введет послабления, исключения и пр. Это определит динамику нефтяного рынка, а для России – динамику поступлений от нефтяного экспорта», – уверен эксперт.

Транспортировка

Теперь перевозчики. По данным Константина Симонова, более половины морских поставок российской нефти осуществляется греческими и мальтийскими компаниями. Решения, принятые G7, для них, строго говоря, не указ, хотя риск попасть под вторичные санкции, безусловно, присутствует. А вот соблюдать санкции Евросоюза мальтийцам и грекам уже придется, пусть для судовладельцев данный шаг и станет очень болезненным. К слову, когда в мае в седьмом санкционном пакете еврочиновники пытались прописать запрет на морские перевозки нефти, представители Греции и Мальты буквально восстали и добились исключения этого пункта.

Бюджет в сапогах: сможет ли российская экономика пережить объявленную мобилизацию

На сей раз, как сообщает NYT, Брюссель пообещал учесть деловые интересы Греции, Мальты и Кипра, правда, как именно они будут учтены, не сообщается.

Ситуация с компаниями-перевозчиками, по словам Симонова, является довольно спорной, ведь владелец судна не обязан знать, по какой цене продана перевозимая им нефть. «Он просто доставляет товар из точки А в точку Б, ему контракт купли-продажи вообще могут не показывать, – рассуждает эксперт. – Как доказать, что судовладелец знал, по какой цене продана нефть?»

С другой стороны, сам факт введения санкций и угроза репрессий за их нарушение неизбежно приведет к удорожанию морских перевозок. «Появился риск – выросли цены. Ничего личного – бизнес», – говорит Сергей Хестанов. А мы помним, что возможный отказ Индии от российской нефти был связан в том числе с удорожанием перевозок.

Эксперты подчеркивают: как именно повысятся цены на перевозки, сейчас спрогнозировать невозможно – это вопрос переговоров с каждым конкретным перевозчиком. В ближайшие недели или месяцы игрокам нефтяного рынка придется решать уравнение со множеством неизвестных.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама