24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Оборотный капитал: использованную упаковку приравняли к ценному сырью
переработка отходов пластиковый мусор экология Экономика

Оборотный капитал: использованную упаковку приравняли к ценному сырью

Правительство утвердило обновленную концепцию расширенной ответственности производителя (РОП). Согласно документу, начиная с 2022 года 100% упаковки должно утилизироваться. Предприятия обязаны будут либо самостоятельно заниматься переработкой, либо платить экологический сбор.

©Кирилл Зыков / Агентство "Москва"

Это уже вторая попытка активировать механизм РОП. Первую предприняли пять лет назад, но результат оказался практически нулевым. Население за вывоз мусора, по данным Минприроды, платит до 180 млрд рублей в год, а производители товаров в рамках экосбора перечисляют в бюджет всего около 3 млрд рублей.

Концепция РОП направлена на ликвидацию лазеек, которые сейчас используют недобросовестные производители.

Проблема стоит остро. Использованная упаковка – это свыше половины объема твердых бытовых отходов, переполняющих сегодня полигоны и мусорные свалки. При том, что бумага, картон, пластик, стекло и металлы – ценное сырье, которое можно использовать многократно.

Реформа мусору не помеха: почему Россия тонет в отходах

Очевидно, что создание «кругооборота» тары и упаковки потребует серьезных инвестиций. Дополнительные издержки бизнеса оцениваются в 200 млрд рублей в год.

Контролирующим органам, в свою очередь, предстоит администрировать экосбор, проверять утилизацию бывшей в употреблении упаковки. Задача масштабная, если вспомнить, что в России более 4 млн предприятий, выпускающих различные виды товаров.

Для контроля и учета Росприроднадзор и Российский экологический оператор создадут реестр утилизаторов. Также в планах начать фиксировать объемы выпуска упаковки и товаров, в том числе и импортных. Один из вариантов – обязать поставщиков платить при ввозе товаров на территорию РФ депозит в размере 100% экосбора.

При этом правительство уверяет, что по карману потребителя нововведения не ударят и цены в магазинах не вырастут. Насколько оправданы ожидания, покажет время.

Уместно напомнить, что многие отечественные производители продуктов питания уже имеют определенный опыт сбора, переработки и повторного использования упаковки. В потребительском секторе все чаще встречается тара из переработанного пластика (rPET). Бутылка rPET по свойствам и внешне никак не отличается от сделанной из первичного сырья.

Другой путь – отказ от пластика в упаковке за счет перехода на более экологичные материалы. В частности, компании Johny Walker, PepsiCo, Unilever анонсировали выпуск бутылок из целлюлозы. Причем эта тара «многоразовая», поскольку бутылки подлежат переработке.

Бизнес реализует программы утилизации использованной упаковки, таким образом вовлекая миллионы покупателей в экологические инициативы. Потребитель тоже должен ответственно подходить к сортировке и утилизации бытовых отходов, чтобы снизить издержки компаний.

Что мешает России заработать на мусоре, как это принято во всем мире

Среди заметных инициатив можно, в частности, назвать PepsiCo «Утилизируй правильно» на Яндекс.Картах. Цель – вовлечь потребителей в сортировку отходов и научить делать это правильно. На карте указаны почти 20 тысяч точек раздельного сбора бытовых отходов.

Интерес представляет и проект «ЭкоОтвет» по раздельному сбору и переработке отходов, реализуемый ассоциацией «РусПРО». Это организация крупнейших российских производителей товаров, объединившихся с целью сокращения отходов и переработки упаковки.

Первым городом, где в пилотном режиме проект начали реализовывать, стал Липецк. Участвуют в нем компании PepsiCo и Tetra Pak совместно с региональным оператором ЗАО «Экопром-Липецк» и перерабатывающим предприятием «Л-ПАК».

В раздельный сбор отходов включены картонные пакеты из-под молока, сока и других продуктов. Собранное вторсырье используется для выпуска бумаги и гофрированной упаковки для пищевой промышленности и ресторанного бизнеса.

Пилотный проект должен показать, насколько эффективна предложенная модель раздельного сбора и последующей переработки картонной упаковки. Для «РусПРО» опыт Липецка важен, чтобы в дальнейшем тиражировать его в других российских городах. С 1 января 2022 года задача будет решаться в рамках механизмов РОП.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».