Наверх
24 июля 2021

Церкви, скалы и озера: что можно посмотреть отпускнику на колесах в Карелии

©Nissan Motor Co

Второй год мы сильно ограничены в выборе мест для отдыха. Зачастую эти ограничения кажущиеся: закрыв границы, Россия открывает саму себя. Конечно, теплое море – для многих вариант первый и единственный. Узнав цены на жилье и билеты (которые кончились уже в начале июня, кажется), я понял, что в число этих многих не попадаю. Выбирая между другими направлениями, помимо обязательных Санкт-Петербурга, Калининграда, Казани, вспомнил о Карелии. И ничуть не пожалел.

Как добраться

В Петрозаводск можно и приехать, и прилететь, и даже приплыть. Приехать на собственном или прокатном автомобиле, конечно, лучше всего. И дешевле, если путешествовать семьей или компанией.

Между столицами России и Карелии по автодороге ровно 1000 км. С учетом высокоскоростной трассы М-11 «Нева» время в пути – около 12 часов, но лучше заложить побольше, ибо в отпуск надо ехать не торопясь, с парой хороших остановок, отдыхом и перекусом. Благо длинный световой день это позволяет (а в Петрозаводске он до середины июля не просто длинный, а бесконечный – спасибо белым ночам).

С М-11 за Новгородом переходим на М-10, после Чудово сворачиваем направо, на Кириши, и в районе Ладоги – и Старой, и Новой – встаем на трассу «Кола». К дорогам и к машинам я еще вернусь, а пока рассмотрим другие варианты.

Самолет «Победы» летит из Внуково около полутора часов. Рейсы ежедневные, утренние, со всеми обычными плюсами и минусами авиаперелетов. Время экономим, а впечатления некоторым образом теряем. Например, для меня отпуск – это и расчет маршрута, и сама поездка, а проведенные в дороге часы я рассматриваю как обязательную часть 28 календарных дней года, и чем их больше – тем лучше (и часов, и дней).

Долгая дорога к дому: благодаря ковиду российские туристы открыли свою страну

Поезд из Москвы идет до Петрозаводска с вечера до утра, и обратно так же. Современные двухэтажные вагоны довольно удобны, и вообще железная дорога, вспоминаю героя Рязанова, – это точность, это комфорт, это чистота.

Дорогу в отпуск можно полностью перевести в категорию собственно отдыха, заодно закрыв вопрос гостиниц, мотелей, бронирования и т.п. Отправляйтесь в путь прямо в отеле. Плавучем. Круиз в Карелию, с заходом в Санкт-Петербург и еще в несколько примечательных пунктов, позволит разом решить проблему и трансферов, и питания, и два главных острова, Валаам и Кижи, вы точно не минуете. Минусы – некоторые бытовые неудобства теплоходной жизни и максимальная, по сравнению с другими вариантами, цена. Ну и некоторая несвобода: с корабля не сойдешь, в понравившемся месте не задержишься, «Михаил Светлов», как мы все помним, «ту-ту».

Для меня несомненны плюсы именно автомобильного путешествия. В крайнем случае – машину нужно брать уже на месте, чтобы обрести ту самую свободу перемещения.

©Nissan Motor Co

Что посмотреть

В первую очередь – природу, разумеется. Здесь невероятные по красоте пейзажи, здесь удивительные скалы и леса, здесь два огромных озера, Ладожское и Онежское, и тысячи водоемов поменьше. Рыбалка прилагается, конечно.

Чем еще привлекает Карелия? Историческими рукодельными достопримечательностями. От укреплений линии Маннергейма до заброшенного сталелитейного завода, от мраморного карьера Рускеала (мощнейшая штука) до всякого рода народных промыслов.

И, конечно, карельская жемчужина – остров Кижи с деревянными церквями, выстроенными, как гласит расхожий штамп, без единого гвоздя, хотя это не так, и другими объектами. Кстати, Кижи произносят с ударением на первом слоге, как и прочие местные, онежские названия и вообще все слова, даже если они на русском. Экскурсовод на острове непременно произнесет вам некую скороговорку, из которой вы не поймете ни слова. А это и не скороговорка вовсе, а сказанная на местный лад обычная фраза на русском, что-то про чаепитие и прочий быт. Просто все ударения перемещены на первый слог, а речь немного напевна. Так здесь до сих пор говорят бабушки. Красиво, но непривычному уху совсем непонятно.

Прежде чем разбираться с гвоздями, спрошу вас: что такое лемехи? Нет, это не только та часть плуга, которая погружается в землю, это еще одна из главных деталей деревянной церкви, точнее, ее купола. Это те самые чешуйки серебристого цвета, которыми покрывают маковки. Деревянные черепицы делают из осины, одним топором (вот это правда, про единственный инструмент онежских плотников), а крепят каждую на свой гвоздь (так что «без единого гвоздя» правда лишь отчасти, про срубы храмов и крестьянские дома).

Изготавливали лемехи по образцу, ведь в каждом ряду форма их немного менялась, причем работа считалась не самой сложной, так что ее доверяли в том числе самым младшим. Вот форму задавал, напротив, наиболее опытный мастер, нечто вроде современного прораба. Или даже архитектора. Вот такой прообраз современного массового строительства.

Осиновые лемехи служат около 30 лет, так что периодически их меняют. Как раз сейчас главное украшение острова Кижи, 22-главая церковь Преображения Господня, открыта после полной и довольно долгой реставрации. Собственно, она завершилась еще в прошлом году, но до 1 июня 2021-го посетителей в храм не пускали. А теперь – пожалуйста. Любуйтесь его красотой хоть издали, хоть вблизи, хоть изнутри. На 30 следующих лет лемехов хватит.

Самый удивительный для меня факт – тот, что около 100 лет, с середины XIX до середины XX века, церковь стояла зашитая тесом, так что бревен вовсе не было видно. Купола тогда тоже перекрыли, сняв осиновую черепицу, чем начисто лишили их красоты, своеобразия и той воздушной серебряной легкости. Только когда здесь образовался заповедник и на Кижи пришли ученые, первоначальный облик церкви восстановили (и продолжают его поддерживать), и теперь мы видим ее такой, как наши предки – со времен постройки в 1714 году.

Когда сейчас закрывают деревянные наличники бездушным сайдингом – это варварство примерно такого же порядка, как «модернизация» Кижей 150 лет назад. К счастью, все вернулось к своему началу, – хорошо, что на Онеге не забыли древние деревянные технологии.

Вход в храм оплачивают отдельно, а вообще билеты на посещение архитектурных ансамблей, крестьянских домов, мельницы и прочего приобретают прямо на пристани, где, собственно, и начинается любое посещение острова. Прибыть сюда можно только по воде, самый популярный и простой маршрут – на судне на подводных крыльях из Петрозаводска, которое идет полтора часа. Можно нанять катер – по времени получится столько же. Только имейте в виду: Онежское озеро коварно, волна иногда бывает очень неприятная, так что позаботьтесь о своем вестибулярном аппарате с помощью какого-нибудь современного лекарственного препарата.

©Nissan Motor Co

По дороге на остров №2

Кижи и Валаам, деревянное и каменное зодчество, Онега и Ладога – желательно побывать на обоих островах. Да что там желательно, просто обязательно, раз уж вы в Карелии. Валаамский монастырь – с очень непростой историей, туристов принимает только с 1960-х годов. Теплоходы и прочие плавсредства, включая суда на воздушной подушке в зимний период, отправляются сюда из Сортавалы. От Петрозаводска этот город примерно в 250 километрах – вот отличный повод оценить все преимущества автомобильного туризма.

Мне повезло это сделать на Nissan Qashqai, который получил комплекс ProPilot – систем помощи водителю. Я бы сказал, долгожданный комплекс, ибо в Европе «Пропайлот» хорошо известен уже несколько лет, а к нам пришел только сейчас, зато – после многочисленных тестов, доказавших полную работоспособность системы на российских шоссе. Именно на шоссе, а лучше – на магистралях, подчеркивает компания область применения своих ассистентов, а именно адаптивного круиз-контроля и помощника удержания машины в полосе движения.

©Nissan Motor Co

За тяжеловесными названиями скрывается удобный функционал: нажимаем кнопку с синим символом на руле, и он как будто оживает в руках, четко удерживая машину ровно посередине между линиями разметки. Задаем скорость и дистанцию, и автомобиль следует за впереди идущим соседом, разгоняясь и тормозя вместе с ним, либо, на свободной дороге, набирает заданную скорость, пока в кого-нибудь не «упрется».

Даже на извилистых карельских дорожках все работает уверенно, причем что здорово – в тех виражах, где ProPilot не справляется, он не просто отключается, а сопровождает это звуком. Приходилось ездить на машинах, которые не столь предупредительны.

А если нарушить все правила и вообще убрать руки с баранки: довезет меня ProPilot до Сортавалы? Сначала последовало предупреждение на панели приборов. Потом к нему добавился звук. Потом он стал громче. Я не реагировал, делая вид, что уснул за рулем.

Тогда «Ниссан» предпринял несколько чувствительных рывков, прихватывая тормоза. Трудно этого не заметить, но… руки по-прежнему не на руле. И тут автомобиль включает уже не пищалку, а прямо-таки сирену в салоне и принимается тормозить. Плавно, оставаясь в полосе движения и, разумеется, включив аварийку. Все, стоим. Отлично! Почему-то не все машины, оснащенные подобными помощниками, настолько тщательно и до самого конца следят за водителем и обеспечивают безопасность. Некоторые ассистенты… просто отключаются.

Главное, что нужно помнить, нажимая синюю кнопку: ProPilot – никакой не автопилот, это помощник, который подстрахует вас, а вы – его. Отвлекаться нельзя, а вот немного разгрузиться от рутинных функций вроде скрупулезного выдерживания дистанции или скорости под камерой – вполне.

Тем более, камеры есть и в Карелии, правда, относительно немного. Что же касается самих дорог – они вполне позволяют и красиво ехать, и любоваться прекрасными пейзажами, которые увидишь разве что здесь, в Финляндии и… Канаде: шоссе огибает скалы и огромные валуны, выворачивает к бесконечным озеркам и озерам, ныряет в перелески… 250 километров пролетели совсем незаметно. Хотя нет, вспоминаю один участок реконструкции пороги, пришлось минут десять попылить за лесовозом.

©Nissan Motor Co

Где остановиться

Хотел бы я написать, что в плане гостиниц, мотелей и гостевых домов Карелия отличается в лучшую сторону от большинства российских регионов, но…

"Мир" вашему туру: как получить до 20 тыс. рублей за отпуск в России

Здесь есть весьма и весьма дорогие комплексы на Ладожском озере, есть коттеджи и отели в Петрозаводске и окрестностях, но очень не хватает некоего среднего уровня: и доступных, и комфортабельных вариантов проживания для обычных туристов. Это, кстати, еще один аргумент за автомобильный туризм: имея четыре колеса, проще найти гостиницу себе по вкусам и по финансам. Мы как раз в такой и жили, километрах в двадцати от ближайшего города.

И раз уж речь зашла о бытовых вопросах, давайте пару слов о еде. Здесь не столь оживленные трассы, чтобы через каждые 100 километров стоял ресторан фаст-фуд или хотя бы просто кафе. Голодными, конечно, не останетесь, но я бы рекомендовал захватить с собой какой-нибудь перекус, отправляясь на целый день к местным достопримечательностям.

Что же касается основательной кухни – поклонники рыбы найдут себе здесь блюда на любой аппетит и кошелек. Очень советую местную ягоду и всякие печености с нею, в первую очередь калитки, ржаные открытые пирожки. Они, кстати, не только сладкими бывают. И совершенно неожиданное открытие – местное мороженое. С черникой и прочими дарами природы – берите сразу несколько стаканчиков.

Читать полностью (время чтения 7 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
24.07.2021