Наверх
25 сентября 2021

Невозвраты и банкротства: какие проблемы ожидают туристов в новом сезоне

Туризм аэропорт
©Shutterstock/Fotodom

Россияне уже начали планировать летний отдых: компании отмечают рост количества бронирований. В Российском союзе туриндустрии ожидают, что летом европейские страны снова начнут выдавать нашим гражданам визы. Но пандемия и вызванные ею ограничения не прошли для туроператоров и агентств бесследно. Эксперты уверены, что многие компании уйдут с рынка, а часть путешественников ожидают проблемы. Прежде всего с возвратом средств за уже оплаченные туры.

Самый трудный год

По туристической индустрии коронавирус ударил сильнее, чем по многим другим пострадавшим от пандемии сферам экономики. «2020 год выдался самым трудным в отрасли туризма за все время существования России как отдельного государства», – говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями (АУФИ) Алексей Кричевский.

На фоне закрытых границ жители страны вынужденно повернулись в сторону внутреннего туризма. Но небывалый рост на этом направлении не компенсировал потери. Из-за ограничений на посадку пассажиров, роста цен на билеты и гостиницы количество поездок внутри страны сократилось в прошлом году на 35% – с 68 млн до 42 млн, отмечают в АУФИ.

По оценке аналитика «Фридом Финанс» Валерия Емельянова, заграничный туризм традиционно приносит операторам около 70% выручки. В условиях закрытых границ в 2020 году индустрия сократила доходы в среднем на 80%. Крупнейшие операторы пострадали не так сильно, потеряв 60% оборота.

Представители отрасли уже попросили о помощи. В феврале Ассоциация туроператоров (АТОР) направила вице-премьеру Дмитрию Чернышенко пакет предложений по поддержке туриндустрии. Среди них – отмена в 2021 году налогов и взносов для операторов, а также налоговые льготы в 2022–2025 годах.

Ранее власти приняли несколько мер поддержки и собираются их продлить. Для компаний, которые занимаются выездным туризмом, снизили отчисления в фонды, защищающие интересы путешественников. Взнос в фонд «Турпомощи», из которого оплачивают экстренную эвакуацию туристов, уменьшен до символического 1 рубля. А ежегодный взнос в фонд персональной ответственности туроператоров (из него возмещают ущерб за отмененные и перенесенные туры) – с 1% до 0,25% от общей цены турпродукта.

Эксперты уверены, что с эвакуацией туристов в случае форс-мажора проблем возникнуть не должно: до создания «Турпомощи» эту задачу успешно решало государство. А вот с выплатами компенсаций могут быть трудности. Но вызвано это не уменьшением взносов, а более системными причинами.

Останется каждый шестой

Главное финансовое препятствие для туроператоров – не взносы в фонды, а гарантийное письмо от страховой компании, объясняет эксперт Института мировой экономики и бизнеса РУДН Мохаммед Селим. Без такого письма оператора исключат из реестра Ростуризма, и он не сможет работать на рынке.

Для тех, кто специализируется на выездном туризме, такое письмо стоит от 1 до 1,5 млн рублей, говорит эксперт. Вдобавок многие страховые компании сейчас отказываются работать с мелкими игроками, так как банкротство даже маленькой турфирмы может обанкротить самого страховщика.

С рюкзаком по стране: как путешествовать по национальным паркам России

В прошлом году из реестра Ростуризма ушло 230 компаний, напоминает Емельянов из «Фридом Финанс». Сейчас в списке – немногим более 400 операторов. До конца марта им нужно продлить страховки и получить финансовые гарантии. «Рискну предположить, что около 300 фирм или даже больше этого не сделают, а следовательно, будут автоматически вычеркнуты из реестра Ростуризма. В стране останется примерно шестая часть от того числа туроператоров, которые у нас были до пандемии», – прогнозирует аналитик.

Этот прогноз уже начинает сбываться. В конце февраля стало известно, что сразу 37 российских туроператоров покинули реестр. Самые частые причины – добровольная самоликвидация, прекращение работы с выездным туризмом или проблемы со страховкой.

Поскольку больше половины операторов еще до лета добровольно сдадут лицензии, их клиентам придется через страховую возвращать деньги за перенесенные или отмененные туры, предупреждает Емельянов. «Думаю, в среднем люди потеряют более двух третей того, что они заплатили», – говорит аналитик.

Отпуск без гарантий

По мнению экспертов, крупных и громких банкротств в этом сезоне с высокой вероятностью удастся избежать. Но и благополучной ситуацию тоже не назовешь.

Мохаммед Селим из РУДН уверен, что волна банкротств коснется в первую очередь туроператоров среднего звена. Микротурфирмам легче минимизировать затраты: закрыть офис, перейти на удаленку – и таким образом переждать кризис. А вот средние туроператоры и турагентства могут начать закрываться, как и в 2014 году.

Кадры решают всё: как скрасить невыездной сезон с помощью фототуризма

Туристам Селим советует диверсифицировать риски, отдельно покупая разные услуги – отель, авиабилеты, страховки, трансферы и экскурсии. Билеты и гостиницы при этом лучше бронировать напрямую или через крупные агрегаторы, а трансферы и экскурсии – заказывать у надежных международных компаний с агентствами или филиалами в стране назначения. Либо выбирать оператора уровня топ-10 и приобретать все у него.

Однако размер и оборот туроператора – далеко не гарантия безоблачного отдыха, возражает гендиректор компании «Юристы для турбизнеса “Байбородин и партнеры”» Александр Байбородин. «Эти показатели не всегда говорят о надежности», – считает он. По его словам, в первую очередь нужно проверять наличие компании в реестре на сайте Ростуризма. Стоит обратить внимание на размер финансовой гарантии и сроки ее действия, которые в реестре тоже отражены. И, конечно, изучить репутацию компании и отзывы в интернете.

100% гарантии вылета сегодня не дает ни один туроператор и ни одна авиакомпания, считает Емельянов из «Фридом Финанс». И дело не только в их финансовом состоянии, но еще и в ситуации с пограничным режимом. Эти риски туристам придется принять. «Причем, подчеркну, нет гарантий ни с пакетным выездом, ни при самостоятельном путешествии, – говорит аналитик. – Если вы готовы рискнуть, стоит выбирать путевку у того оператора, который занимает не меньше 10% рынка. Таких в стане всего семь штук, и им вряд ли дадут обанкротиться».

Читать полностью (время чтения 3 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
25.09.2021