25 февраля 2024
USD 92.75 +0.31 EUR 100.44 +0.55
  1. Главная страница
  2. Новость
  3. Инициатива "Пояс и путь": что это такое, как развивается, роль России
Китай Россия Экономика

Инициатива "Пояс и путь": что это такое, как развивается, роль России

Форум 2023 года "Один пояс – один путь" стал уже третьим по счету, проходящим в рамках инициативы

В Китае во вторник, 17 октября, начался форум международного сотрудничества "Один пояс – один путь" (сокращенно "Пояс и путь"). В нем принимают участие представители разных стран. Как указывали накануне в МИД КНР, готовность присоединиться к мероприятию выразили представители более чем 140 стран.

Форум Один пояс - один путь

Церемония официальной встречи глав делегаций - участников III Международного форума "Один пояс - один путь"

©Администрация президента РФ / Kremlin.ru

Содержание:

По подсчетам организаторов, в форуме 2023 года принимают участие более 4 тыс. человек. Среди лидеров стран, прибывших в Пекин, – президент РФ Владимир Путин. О том, что представляет собой инициатива "Пояс и путь", как она развивается и какая роль в ней отводится России – в материале Profile.ru.

Как возникла идея концепции "Один пояс – один путь"

Форум 2023 года стал уже третьим по счету. Концепция инициативы была выдвинута осенью 2013 года лидером КНР Си Цзиньпином. Вначале во время своего выступления на лекции в Астане он предложил инициативу Экономического пояса Шелкового пути как возрождения Шелкового пути, который когда-то связывал Китай со странами Евразии, Среднего и Ближнего Востока.

Через месяц в своем обращении к парламенту Индонезии председатель КНР выдвинул концепцию Морского шелкового пути XXI века как возрождения морского шелкового пути, который также шел из Китая. Ее задача – связать Китай с европейскими странами через обширные пространства, как сухопутные, так и морские. Эти инициативы вошли в политический лексикон как "Один пояс – один путь", позднее название сократили до "Пояс и путь".

Что представляет собой инициатива "Пояс и путь"

Это совокупность проектов в различных областях: транспортных, логистических, торговых и так далее. Цель инициативы – активизация международных торгово-инвестиционных проектов с участием большего числа стран и использование капитала заинтересованных государств. Важной составляющей "Пояса и пути" является развитие инфраструктуры с целью усиления экономического сотрудничества и торговли. К примеру, создание портовой, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. Реализация инициативы также ставит целью создание новых транспортных коридоров.

Развитие концепции

В 2015 году были обозначены основные маршруты Экономического пояса Шелкового пути:

  • из КНР через Центральную Азию и РФ до Европы;
  • из КНР через Центральную и Западную Азию до Персидского залива и Средиземноморья;
  • из КНР в Юго-Восточную и в Южную Азию к Индийскому океану.

Морской шелковый путь оформили в виде двух маршрутов: из китайских портов через Южно-Китайское море до Индийского океана и затем до Европы, а также через Южно-Китайское море в южную часть тихоокеанской акватории.

Инициатива "Пояса и пути" постепенно стала занимать центральное место в экономическом и внешнеполитическом планировании КНР.

В мае 2017 года прошел первый форум "Пояс и путь". На него были приглашены главы государств и правительств 29 стран, включая Россию. В 2019 году состоялся второй форум. В нем участвовали главы государств и правительств почти 40 государств. Как указывали в МИД РФ, в разных сегментах форума приняли участие свыше 5 тыс. иностранных участников из более чем 150 стран. На полях форума было подписано более 100 соглашений о сотрудничестве на общую сумму свыше $64 млрд.

Кто может участвовать в инициативе "Пояс и путь"

Как отмечал в беседе с РБК китаевед, доктор политических наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН, Си Цзиньпин предложил систему "сопряжения стратегий". Она предполагает, что каждая из стран, которая хотела бы присоединиться к инициативе, должна принести свое видение и выработать свой план.

Участвовать в инициативе могут все желающие. Для того чтобы стать ее частью, достаточно провозгласить приверженность концепции. К инициативе уже присоединились более 150 стран и больше 30 международных организаций.

Участие в инициативе России

Как отмечал в беседе с "Интерфаксом" посол Китая в РФ, Россия является активным сторонником и ключевым партнером сотрудничества в рамках инициативы "Один пояс – один путь".

В мае 2015 года председатель КНР Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Путин обнародовали в Москве совместное заявление "О сотрудничестве по сопряжению строительства Экономического пояса Шелкового пути и формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС. – «Профиль»)". Москва и Пекин также условились о совместном сотрудничестве в строительстве морских транспортных коридоров. В июне 2018 года Китай и Россия приняли совместное заявление, в котором вновь подтвердили настрой на сопряжение строительства "Одного пояса – одного пути" с ЕАЭС.

В 2019 году, во время визита китайского лидера в Москву на переговорах обсуждалось в том числе и экономическое сотрудничество В Кремле отмечали: Москва и Пекин считают, что инициатива "Один пояс – один путь" и идея Большого Евразийского партнерства могут развиваться параллельно и скоординированно. Они будут способствовать развитию региональных объединений и интеграционным процессам.

Как указывали ранее в Китае, в рамках инициативы Россия играет важную роль в развитии торгово-экономического сотрудничества Китая и Европы. Из шести ключевых экономических коридоров, которые предусматривает "Пояс и путь", два оказались связаны с РФ.

Первый – это Новый евразийский континентальный мост от восточного побережья КНР через Северо-Запад страны, Центральную Азию и РФ в Центральную и Восточную Европу, писала в 2021 году "Российская газета". Речь шла о строительстве высокоскоростных магистралей через территорию России и Белоруссии. В 2023 году представитель РЖД в беседе с "Ведомостями" отмечал, что проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Минск рассматривался в рамках создания "глобального перспективного высокоскоростного железнодорожного коридора" ВСМ "Евразия".

Второй проект – это экономический коридор Китай – Монголия – Россия. В июне июня 2016 года эти три страны подписали программу проекта – первую программу многостороннего сотрудничества в рамках инициативы "Пояс и путь". В сентябре 2023 года был открыт для движения уже второй международный автомобильный коридор между Китаем, Монголией и Россией. Он стал результатом сопряжения китайской инициативы "Один пояс – один путь", российской стратегии "Евразийский экономический союз" и инициативы Улан-Батора "Степная дорога", а также одним из этапов строительства экономического коридора Китай – Монголия – Россия.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама