Наверх
2 февраля 2023

Секрет успеха: как цифровая трансформация повлияет на бизнес

Ирина Шалманова, со основатель коммуникационного агентства MAKE

Ирина Шалманова и Любовь Кандакова - со-основатели MAKE SENSE GROUP

©Оргкомитет премии Digital Leaders-2022

В декабре состоялось вручение ежегодной премии Digital Leaders-2022 (Цифровые лидеры-2022). Лауреатами стали более 50 компаний, представляющих широкий спектр отраслей российской экономики – от банковского сектора до ритейла.

Премия Digital Leaders вручается с 2020 года. Лауреатов определяет экспертный совет, в который входят ученые и общественные деятели, ведущие специалисты в области инноваций и цифровизации, предприниматели и представители органов госвласти. Это обеспечивает объективность оценки отобранных для участия в премии проектов, их влияния на бизнес-процессы, удобства для потребителей.

Во время форума, который предшествовал вручению премии, участники обсуждали вопросы digital-трансформации бизнеса, внедрения цифровых технологий, а также темы изменения бизнес-процессов внутри компаний и взаимодействия с клиентами.

Российский бизнес сегодня активно переходит на отечественное ПО. Делать окончательные выводы о том, насколько успешно решается задача, пока рано, но тенденция очевидна. Это подтверждают слова замглавы Минэкономразвития Максима Колесникова о том, что рынок искусственного интеллекта в России за три года вырос почти вдвое.

Цель цифровой трансформации любого предприятия – повышение конкурентоспособности на рынке. Но в ее достижении, по мнению директора по инновациям СДЭК Ольги Сгибневой, не следует противопоставлять интересы бизнеса и потребителей. Единых рецептов успеха не существует, однако есть набор принципов, которые следует взять на вооружение. «Один из главных – строить работу исходя из потребностей рынка и клиентов. Изучать рынок, конкурентов, клиентов и находить главную боль, которую им поможет решить ваш продукт, а также выявлять, что можно в нем автоматизировать», – уверена Сгибнева.

Ольга Сгибнева, директор по инновациям СДЭК

Ольга Сгибнева, директор по инновациям СДЭК

Оргкомитет премии Digital Leaders-2022

Одна из наиболее актуальных тем сегодня – достижение цифрового суверенитета. Остается большое количество ниш, где альтернативного ПО не появилось и в ближайшее время, скорее всего, не появится. Каждая компания решает проблему по-своему. «Мы видим, что формируется определенный тренд. Компании будут разрабатывать цифровые решения под себя, а дальше они будут превращаться в темплейт для рынка», – считает Ольга Сгибнева. Например, СДЭК использует собственную разработку, но не классическую, а low-code (low-code scalaxy).

Со своей стороны, сооснователь коммуникационного агентства MAKE SENSE GROUP Ирина Шалманова напоминает, что цифровизация бизнес-процессов подразумевает продуктовый подход, концепция которого основывается на понятии продукта. Вернее, на предложении, которое закрывает потребности целевой аудитории.

«Таким образом, во главе угла стоит стремление удовлетворить интересы бизнеса за счет перестройки продуктов и услуг на основе обратной связи от конечного потребителя. Выигрывает тот, кто создает более актуальный и доступный продукт», – уверена Шалманова.

Ирина Шалманова, со основатель коммуникационного агентства MAKE

Ирина Шалманова и Любовь Кандакова – со-основатели MAKE SENSE GROUP

Оргкомитет премии Digital Leaders-2022

Для этого можно использовать общепринятые практики, тот же продуктовый подход, внедрение гибких методологий Agile-подходом и прочие. Все это должно быть интегрировано в проекты, компании, бизнесы. Существует также человеческий фактор: не каждый сотрудник компании, управленец готов с той же скоростью, с которой открываются новые технологические возможности, вносить изменения, порой радикальные, напомнила Ирина Шалманова.

В 2022 году произошел скачок в сфере импортозамещения. Многие компании в рамках цифровизации активно переходят на российское ПО. Различные инвестиционные организации, венчурные фонды вкладываются в стартапы, отметила эксперт. Антироссийские санкции, конечно, создают определенные проблемы. Но то, что в России сейчас многое разрабатывается и доступно, – факт.

«В цифровизацию инвестировать очень выгодно. Одна из ее первых вех – полная оцифровка показателей, вывод в пирамиду метрик и анализ. Это дает хороший helicopter-view бизнеса: что нужно усилить и где зоны роста. Это качественная оптимизация, в остальном главное – выбирать рациональные варианты для инвестирования», – считает Ирина Шалманова.

Аналогичной точки зрения придерживается коммерческий директор группы QIWI Александр Агаков. По его словам, цифровизация необходима бизнесу, чтобы выжить и сохранить конкурентоспособность. С другой стороны, выигрывают потребители и партнеры, так как они могут получить лучший сервис за более низкую стоимость.

Александр Агаков, коммерческий директор группы QIWI

Александр Агаков, коммерческий директор группы QIWI

Оргкомитет премии Digital Leaders-2022

Для одних развитие технологий – необходимость подстроиться под новые условия, для других – основа ведения бизнеса. Что касается QIWI, то компания относит себя ко второй категории, так как исторически предоставляет финтех-решения для рынка России и СНГ – от электронных кошельков до сложных b2b-решений.

События 2022 года показали, что финансовый и платежный рынок России в целом обладает независимостью и способен адаптироваться под любые обстоятельства, говорит Александр Агаков. Фундамент был заложен восемь лет назад, когда регулятор начал разрабатывать национальные финансовые сервисы – платежную систему «Мир», СБП или СПФС, аналог SWIFT. «Изначально эти инструменты были восприняты рынком с неким скепсисом, но потом банки и финтех-компании начали развивать собственные решения на основе именно этого инструментария», – подчеркнул эксперт.

Крупный и средний бизнес уверенно идет по пути цифровой трансформации. Малый бизнес по различным причинам пока не так активен, но другого варианта развития нет. Новые технологии позволяют оптимизировать внутренние ресурсы: персонал, маркетинг, логистику, технологические решения для организации процесса оплаты, резюмировал Агаков.

Основатель ELS Space, президент ГК «ЕЮС» Сергей Бекренев считает, что каждая компания проходит свой путь цифровой трансформации, но можно выделить и общие черты. Первое – удобство для потребителей. Продукт должен облегчить решение каких-то вопросов, причем без потери качества. Отличный пример – дистанционные услуги специалистов из разных сфер. Второе – помощь для бизнеса. «Успешный цифровой продукт позволяет разгрузить сотрудников, оставив им больше времени для решения креативных задач. Продукт может помогать сотрудникам быстрее совершать необходимые действия, а может и вовсе сам выполнять определенные задачи», – рассказал эксперт.

Сергей Бекренев, Основатель ELS SPACE, президент ГК «ЕЮС»

Сергей Бекренев, Основатель ELS SPACE, президент ГК «ЕЮС»

Оргкомитет премии Digital Leaders-2022

Цифровизация бизнеса должна стать одним из приоритетных векторов инвестирования, не сомневается Сергей Бекренев. Без этого развитие невозможно. Выгодно инвестировать не в «лоскутную цифровизацию», когда решения принимаются рандомно и закрывают узкие вопросы, а заниматься задачей системно, видеть задачи и цели бизнеса как минимум в перспективе пяти–семи лет.

На правах рекламы
Рекламодатель: digital-leaders.online

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Метки: премии
Самое читаемое