19 марта 2024
USD 91.98 +0.11 EUR 100.24 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Кушать подано: что изменила пандемия в работе курьеров
коронавирус курьеры Общество пандемия работа

Кушать подано: что изменила пандемия в работе курьеров

Курьер – пожалуй, вторая по героизму профессия во время пандемии после медиков. Спрос на таких сотрудников вырос в разы. Но недостатка в соискателях тоже не было – оставшиеся без работы люди сочли это неплохим способом подзаработать. Впрочем, последние недели, похоже, устроиться даже на эту должность стало не так-то просто.

©Сергей Ведяшкин / Агентство Москва

Форумы с отзывами бывших сотрудников, как правило, редко пополняются положительными комментариями. Однако в последнее время можно заметить увеличение откликов со стороны соискателей – людей, которые пытались, но не смогли устроиться, например, в «Яндекс.Еду» или Delivery Club.

В самих компаниях запрос «Профиля» оставили без внимания. Однако косвенные подтверждения такой тенденции все-таки есть. Как рассказал «Профилю» курьер «Яндекс. Еды», представившийся Петром, в компании уже ходят слухи о массовых увольнениях. И больше всех «достается» мигрантам.

Унесенные вирусом: кого карантин оставит без работы

«В начале карантина мигрантам сказали, что они могут не продлевать патент на работу, чтобы они там не толпились, – сказал он. – А сейчас их стали увольнять – всех, кто не продлил. Сейчас мигрантов вообще не берут, потому что уже очереди стоят даже на эту должность, около 100 человек. У них закончилась форма и рюкзаки, люди выходят без формы».

Впрочем, такую ситуацию вряд ли можно назвать повсеместной. По данным «Авито.Работа», наибольшее количество вакансий на должность курьера наблюдалось в марте и апреле. В мае же число предложений о работе действительно стало снижаться, выходя на уровень прошлого года. Так, в мае 2020 года было зафиксировано на 11% меньше вакансий для курьеров, чем в апреле. Но это на 2% больше, чем в мае 2019 года.

Одновременно в мае снизилась и активность соискателей. За этот месяц они обращались к работодателям на 33% меньше, чем в апреле. «Мы видим, что компаниям удалось быстро среагировать на кризисную ситуацию, наладить процессы найма и доставки, – отметил категорийный менеджер «Авито.Работа» Дмитрий Пучков. – В то же время многие предприятия прекратили свою работу на период нерабочих дней, поэтому люди искали подработку. Сейчас, со смягчением режима самоизоляции, потребность в курьерских доставках снижается, стоит ожидать, что спрос и предложение вернутся к докризисному уровню».

Статистика сервиса курьерской доставки Take’N’Go показывает, что за время самоизоляции количество активных пеших курьеров действительно снизилось примерно на треть. «Мы это связываем с тем, что запустили автодоставку, поэтому существенную часть заказов стали выполнять автокурьеры, – рассказал основатель компании Николай Хорт. – А один курьер на машине зачастую может выполнить больше заказов за день, чем пеший».

©Антон Кардашов / Агенство Москва

Автокурьер на Hummer

С другой стороны, курьерские службы курьерским службам рознь. Многие принимают курьеров в штат, а потому во время самоизоляции действовали осторожно. «Большинство курьерских служб с начала пандемии попали в ловушку, – отметил член совета директоров федеральной логистической компании IML Ильдар Мирсаитов. – Из-за сезонного падения трафика и прогнозирования общего экономического спада компании снижали издержки и сокращали численность курьеров. Получилось наоборот: после введения режима самоизоляции трафик начал резко расти и в итоге превысил пиковые показатели предновогоднего периода».

По его словам, динамика набора пеших курьеров выросла в пять раз по сравнению с периодом, который был до карантина. А среди новых автокурьеров встречались владельцы автомобилей представительского класса, например, Hummer.

Как массовый переход на онлайн-работу повлиял на российский бизнес

IML до сих пор ощущает рост заказов, но за счет магазинов, которые перешли к ним из других служб, не справившихся с резким ростом трафика. «Вместе с тем мы начинаем наблюдать небольшой отток курьеров, которые пришли к нам «переждать» трудное время», – признался Мирсаитов.

Компании DPD во время пандемии пришлось в некоторых городах увеличить число курьеров в два раза. «Несмотря на частичное снятие ограничений, объемы отправок все еще остаются на высоком уровне, – утверждает директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков. – В текущей ситуации курьеры доставляют в день больше онлайн-заказов, чем раньше. Так, например, опытные сотрудники умудряются доставлять по 70–80 заказов в день, а некоторые и более 100, что в 2,5 раза больше показателей до пандемии».

«С марта по май штат курьеров у нас увеличился вдвое, и о сокращении речь не идет, – подтвердил генеральный директор компании «Поставщик счастья» Дмитрий Коробицын. – Средняя зарплата курьеров в нашей компании в апреле этого года составила 52 тысячи рублей. Для сравнения: средняя зарплата за прошлый год – 28 тысяч рублей».

Кстати, о заработке

Большинство компаний утверждает, что их курьеры во время пандемии стали зарабатывать больше. «В апреле был всплеск показателей, – сказал Николай Хорт из Take’N’Go. – Вырос средний заработок курьеров: у пеших примерно на 33%, с учетом авто – на 50%. Максимальный заработок курьера вырос в полтора раза (с учетом авто – в 2 раза)».

Но, как правило, рост заработка был связан с возросшим количеством заказов. В целом ставки не поменялись, признался исполнительный директор сервиса экспресс-доставки товаров из магазинов SaveTime Дмитрий Дорошенко. «Опять же, многие горожане остались без работы, и наши вакансии и предложение оказались актуальны в это время», – объяснил он.

Несмотря на незначительное снижение среднего уровня предлагаемой зарплаты в мае, курьеры все равно зарабатывают на 3% больше, чем в феврале, по данным «Авито.Работа». В мае средний заработок курьера составлял 43,2 тысячи рублей, а в феврале – 41,9 тысячи. И это на 18% больше, чем в мае 2019 года – 36,6 тысяч рублей.

Сложные условия надолго

Пандемия внесла свои коррективы в работу курьеров. Это обязательное ношение масок и перчаток. И несмотря на ослабление карантинных мер, эти требования еще останутся на какое-то время.

«Появилось больше внимания к здоровью и безопасности, – заметил Дмитрий Дорошенко из SaveTime. – Измерение температуры сотрудников, обязанность носить (а компании обеспечивать) маски, перчатки, пользоваться дезинфекторами. Обработка автомобилей, помещений – само собой разумеется. Покупатели стали осторожнее, предпочитают бесконтактную доставку, конечно. И искренне благодарят за работу, сейчас наши услуги социально значимы – вы делаете заказ себе, не подвергая себя риску, пожилым родным – не подвергая риску их».

Как организовать удаленную работу на карантине через онлайн-сервисы

По данным сервиса курьерской доставки net-fi, одним из главных изменений в работе курьерских служб продуктовых сетей и ресторанов в период пандемии стало сокращение времени доставки.

«Сейчас оптимальное значение этого показателя – 2 часа против 12–24 часов до начала эпидемии, – отметила руководитель сервиса Оксана Романенко. – Значительно увеличились вес и дальность доставок. В среднем по Москве пешие курьеры доставляли до 7–10 кг груза за раз в пределах третьего кольца. Сейчас максимальный вес одной отправки может достигать 30 кг».

Вместе с этим, по ее словам, увеличились длина маршрутов и грузоподъемность автокурьеров. Многие компании стали работать за пределами МКАД и осуществлять доставку до 50–70 кг груза за раз (против максимальных 30–40 кг) на дополнительные 10–15 км.

«Увеличение расстояния и веса отправлений связаны с переездом жителей столицы за черту города на время пандемии и закупкой продуктов, в первую очередь воды, впрок, – пояснила Романенко. – Более того, компании, предоставляющие курьерские услуги, стали в 7 раз чаще запрашивать статистику о качестве и скорости своих услуг – один раз в два дня вместо одного раза в две недели. Как показывает наша практика, увеличилась скорость установки и настройки решений для доставки товаров – 2–3 недели вместо 2–3 месяцев».

После пандемии, по ее мнению, многие показатели изменятся. Например, уменьшится вес одной доставки. Однако время и расстояние кардинально не поменяются, потому что текущий уровень качества формирует привычки, от которых будет сложно отказаться.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама