- Главная страница
- Статьи
- "Мы с ума не сошли": Путин рассказал о бессмысленности новой мобилизации и ядерной угрозе
"Мы с ума не сошли": Путин рассказал о бессмысленности новой мобилизации и ядерной угрозе
Россия продолжит последовательную борьбу за свои национальные интересы – сначала мирными средствами, но если это не поможет, то всеми имеющимися. Специальная военная операция стала главной темой встречи президента России с правозащитниками. В сторону дискуссию увело только одно выступление – о «новом средневековье» в российских СИЗО.
Страна ждет результатов
Ежегодная встреча Владимира Путина с Советом по развитию гражданского общества и правам человека проходила в непривычном онлайн-формате и в обновленном составе. За пару недель до заседания президент исключил из состава несколько человек. Среди них журналисты Николай Сванидзе, Иван Засурский, Екатерина Винокурова и доктор психологических наук Александр Асмолов.
Пригласили 10 новых членов: военкора Александра Коца, президента благотворительной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы» Ольгу Демичеву, члена президиума общественного движения «Свободный Донбасс» Елену Шишкину. Режиссер Александр Сокуров, год назад дискутировавший с президентом об устройстве России, не был исключен из совета, но участия не принял.
Новый состав определил и направление беседы: большую часть времени обсуждали темы, затрагивающие специальную военную операцию. Журналист Марина Ахмедова благодарила президента за ее начало и признавалась, что «в какой-то момент обижалась» на Путина за то, что он не принял решение о защите Донбасса раньше. Но историческая возможность, по словам правозащитницы, все же не была упущена.
Журналист и общественный деятель Кирилл Вышинский отметил, что Уголовный кодекс РФ должен быть дополнен статьей о русофобии. «Я конкретную формулировку с удовольствием передам в администрацию [президента]», – предложил Вышинский.
Президент РФ предложил создать программу восстановления жилья для жителей Донбасса
Глава регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «Антимафия» Евгений Мысловский начал с того, что французы говорят о международном спецтрибунале против России, и обратил внимание на необходимость собственного уголовного расследования военных преступлений во время спецоперации. Он упомянул, что только в одном Донецке более 10 тыс. убитых мирных граждан.
«Весь народ ждет результатов!» – отметил в своем выступлении Мысловский. «Вы имеете в виду результаты СВО?» – уточнил Путин. Оказалось, что речь только об итогах расследований, поскольку спецоперация, по ощущениям выступавшего, – «это длительный процесс».
Но президент был готов ответить и про результаты военной операции. «Что касается длительного процесса СВО, то, конечно, это длительный процесс может быть, – допустил Путин. – Появились новые территории. Ну вот, и такой значимый результат для России. Чего уж греха таить, и Азовское море стало внутренним морем РФ, это серьезные вещи».
Президент напомнил, что еще Пётр I боролся за то, чтобы выйти к Азовскому морю. Но все-таки, по словам Путина, самое главное – это люди, которые проживают на этих территориях и считают себя частью нашей общей культуры, традиций, языка: «И они теперь с нами, а это миллионы людей».
Москва не будет "размахивать оружием"
Проблемы в зоне проведения СВО могут возникать когда и где угодно, продолжил эту тему президент. Однако массового ухода военнослужащих с боевых позиций, по его данным, нет. Как отметил глава государства, дело может заключаться в том, что человек, попадая в зону боевых действий из мирной жизни, не может совладать с эмоциями.
«Подавляющее большинство этих людей возвращаются добровольно. Даже после ранений. Почему? Потому что происходит период адаптации к тем условиям, в которых люди несут боевую службу», – сказал президент, указав, что, адаптировавшись, «ребята воюют блестяще» и становятся героями.
Путин: России не оставили других шансов для решения вопроса Донбасса
Во избежание дезертирства нужно работать с мобилизованными. В целом это «все лучше и лучше получается у тех людей в Министерстве обороны, которые должны этим заниматься». При этом Путин отметил, что на Украине дезертиров массово расстреливают: «У нас ничего подобного нет и даже нет никаких лагерей и зон – это все чушь и фейки».
На вопрос о второй волне мобилизации Путин ответил, что из 300 тыс. мобилизованных 150 тыс. находятся в зоне проведения операции. Из них только половина – непосредственно в боевых подразделениях. Остальные – на вторых, третьих рубежах, выполняют роль территориальной обороны или проходят дополнительную подготовку.
Еще 150 тыс. до сих пор на полигонах. Это так называемый боевой резерв. В таких условиях разговоры о каких-то дополнительных мероприятиях просто не имеют смысла. Необходимости для государства и Минобороны в этом на сегодняшний день нет никакой, отметил Путин.
Упомянув еще одну тревожную тему – угрозу применения ядерного оружия, президент заверил, что Россия отдает себе отчет в опасности такого развития событий и не собирается «размахивать этим оружием, как бритвой, бегая по всему миру»: «Мы с ума не сошли (…) Но, конечно, исходим из того, что оно есть. Это естественным образом сдерживающий фактор, не провоцирующий к расширению конфликта, а сдерживающий фактор. Надеюсь, это все понимают».
Президент также повторил мысль, которую часто произносит на публичных встречах: конфликт на Украине начали те, кто пришел к власти в стране после государственного переворота в 2014 году: «Война-то была начата для подавления волеизъявления людей, проживавших в Донбассе». Все западные партнеры в телефонных разговорах, по словам Путина, молчат, когда он им напоминает, что они должны были быть гарантами мирного развития событий.
При этом у самих западных партнеров, в частности в Польше, националисты «спят и видят», как бы вернуть так называемые исторические территории, которые Украина получила в результате решений Иосифа Сталина после Второй мировой войны. По словам Путина, польские националисты к этому будут стремиться, это видно из их литературы, рассуждений и выступлений: «К этому в конце концов и будут вести дело, и в этом я нисколько не сомневаюсь».
Ситуация в СИЗО
В сторону от украинской тематики дискуссию увела журналист и правозащитница Ева Меркачёва. Она призвала президента прекратить практику заключения в СИЗО на стадии следствия женщин, обвиняемых в ненасильственных преступлениях. Условия в СИЗО приравниваются к строгому режиму, а строгий режим не предусмотрен в российском законодательстве в качестве наказания. То есть еще не признанные виновными находятся в условиях хуже, чем в тюрьме.
Путин потребовал прекратить содержание подследственных годами в СИЗО
Меркачёва отметила, что собрала статистику о женщинах, находящихся в СИЗО более пяти лет до вынесения приговора. Причем за ненасильственные, экономические преступления. Для того чтобы президент «понял весь ужас ситуации», она привела несколько примеров. Одну из подозреваемых держат в СИЗО, ее мужа-адвоката арестовали, и ребенок-аутист месяцами не видит родителей. «Такая тенденция, чтобы мама и папа испугались и давали признательные показания», – объяснила Меркачёва.
Более того, женщину возили на заседания суда в кандалах. Такие спецсредства снова начали применять, и правозащитница отдельно просила президента обратить на это внимание.
Меркачёва также рассказала об участившихся смертельных случаях от болезней в СИЗО и тюрьмах, о том, как подозреваемых не отпускали на лечение даже при последней стадии онкологических заболеваний, и они проводили последние дни жизни за решеткой, хотя так и не были осуждены.
Путин согласился, что подобные ситуации недопустимы. Нужно стремиться к тому, чтобы избежать крайности, чтобы в целом судебная система была справедливой, сказал президент. Он напомнил, что об этом много раз говорил и руководству Следственного комитета, и МВД, и другим правоохранительным и специальным службам.
«Что касается того, что кого-то возят в кандалах, тем более за экономические преступления, я даже не знаю, как это квалифицировать», – признался Путин. И пообещал, что вновь обратит внимание всех соответствующих служб и добьется того, чтобы подобная практика была, безусловно, прекращена.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".