- Главная страница
- Статьи
- Звонок для учителя: почему в российских школах не хватает молодых преподавателей
Звонок для учителя: почему в российских школах не хватает молодых преподавателей
В российской системе образования сохраняется дефицит кадров, особенно молодых. Выпускники вузов практически не идут преподавать в школу, многие молодые специалисты увольняются после года работы. Сколько получают педагоги, из чего складывается их нагрузка и как вернуть престиж профессии учителя, разбирался «Профиль».
Старение кадров
В российских школах и детских садах сегодня только 10% преподавателей и воспитателей моложе 30 лет, говорится в исследовании «Актион образования».
Это примерно соответствует данным Минпросвещения на начало 2022/2023 учебного года: из 1,3 млн педагогических работников большую часть составляют люди в возрасте от 30 до 59 лет. Из них сотрудников в возрасте 30–45 лет насчитывается 410 тыс. (31,54%), 45–59 лет – 537 тысяч (41,31%). Младше 30 лет – всего 14,62% педагогов (190 тыс.). Это почти столько же, сколько преподавателей старше 60-ти – 14,38% (187 тыс.).
В феврале 2022-го о проблеме старения педагогического состава в России предупреждала экс-министр просвещения, президент Российской академии образования Ольга Васильева. По ее словам, к 2029 году в школах будет не более 6% учителей моложе 30 лет. Вместе с тем, по оценке Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в России уже не хватает около 3,1% учителей школ.
Результаты исследования профессиональных траекторий начинающих педагогов, проведенного в МГПУ, показали, что 84% молодых учителей со стажем менее года, которые работали в школах больших городов в 2020-м, к 2022-му ушли из профессии.
Только 9−10% приходится на долю учителей со стажем от одного до трех лет, и около 6% составляют педагоги, проработавшие в школе более трех лет.
Больше всего школам не хватает учителей-предметников. По данным Роструда на март 2023-го, наиболее сложная ситуация складывалась с учителями математики (3,3 тыс. вакансий) и русского языка и литературы (2,6 тыс.). Немногим легче школам найти педагогов по иностранным языкам (1,7 тыс. вакансий), физике (1,3 тыс.) и информатике (900 вакансий). Не хватает учителей по химии и истории (примерно по 600 вакансий). Наиболее сложная ситуация с кадровым составом в конце прошлого учебного года была в школах Краснодарского края (3,6 тыс. вакансий), Иркутской (1,8 тыс.), Свердловской (1,8 тыс.), Новосибирской (1,5 тыс.) и Челябинской (1,3 тыс.) областей.
Что мешает педагогам
Опрошенные «Профилем» эксперты полагают, что в будущем, если ничего не изменится, дефицит кадров в школах будет только нарастать.
Доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская отмечает, что нехватка учителей напрямую зависит от оплаты их труда. Педагогические вузы обеспечивают запрос рынка в полном объеме, но «оценка престижа профессии через призму зарплатной линейки резко меняет приоритеты выпускников». В результате преподавать в школе остаются единицы, а нагрузка на них вырастает в разы. «Показатель доли молодых кадров на уровне 10% пока держится исключительно на очень молодых специалистах. Большинство молодых педагогов увольняется, проработав лишь один-два года, притока из других отраслей практически нет», – говорит Лебединская.
Когда начались проблемы в отечественном образовании, и почему не получается их решить
Само по себе педагогическое образование привлекательно для молодежи, подтверждает профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина: «Оно формирует современные компетенции, которые востребованы в сервисной экономике. Выпускники владеют хорошими навыками письменной и устной речи, критическим мышлением, умеют осваивать новую информацию. Молодой специалист может работать не только в школе. Его готовы принять практически везде, платить больше, а требовать меньше, чем в образовательной системе».
Вместе с тем, по словам Абанкиной, на учителей очень давят бюрократические процедуры в виде заполнения многочисленных отчетностей. Кроме того, многие не выдерживают ежедневную работу с родителями. Если 20 лет назад папа или мама могли видеть педагога только на родительском собрании, то теперь благодаря мессенджерам они постоянно на связи с учителем, чем лишают его свободного времени и личной жизни. Доходит до того, что некоторые родители начинают даже угрожать учителю, если им кажется, что тот как-то неправильно обучает ребенка.
При этом работа педагога относится к категории высшей квалификации, но оплачивают ее на уровне средней. По данным за 2021 год, отмечает Ирина Абанкина, педагогический работник в среднем получал 312 руб. в час. Для сравнения: специалисты в области здравоохранения зарабатывали 449 руб. в час, в науке и технике – 442 руб., в бизнесе – 419 руб., а в IT – 660 руб. Спустя два года ситуация несильно изменилась. «Чтобы обеспечивать себе достойный заработок, преподавателям приходится подрабатывать и брать хотя бы полторы ставки в школе. Все это идет в ущерб их жизненным планам и вредит образовательному процессу», – говорит эксперт.
«Молодые учителя, чтобы как-то прожить, набирают дополнительные часы, – подтверждает Лебединская. – Они преподают не 18 часов в неделю, а 26, 30, 42... Но это «чистое» время, а подготовка к урокам увеличивает рабочее время в два раза».
Также государство недостаточно хорошо следит за миграционными потоками, считает Ирина Абанкина, в том числе с Дальнего Востока на юг России. А потом неожиданно выясняется, что в каком-нибудь Краснодарском крае к 1 сентября «из ниоткуда» взялись шесть тысяч школьников, которых негде и некому учить. Такая же проблема в районах с новостройками. «В результате школам зачастую приходится обучать детей в три смены, а это еще больше увеличивает нагрузку на педагогов», – резюмирует Абанкина.
Целевое обучение
Эксперты «Профиля» считают, что основная проблема не в подготовке кадров, а в условиях труда преподавателей. Чтобы помочь педагогам, они предлагают прежде всего зафиксировать для всех учителей базовый оклад, который должен составлять не меньше 70% зарплаты, а все остальное – стимулирующие выплаты. При этом объем базовой части следует увеличить, чтобы предложение поработать в школе было конкурентоспособным на рынке.
Мелом по планшету: Счетная палата оценила цифровизацию российских школ
«Учителя заинтересованы в гарантированной зарплате, – уверена Абанкина. – Если она будет соизмерима с нагрузкой, проблему удастся решить. При этом в идеале нужно вернуться к 18 часам преподавания в неделю вместо нынешних средних 24 часов».
Член общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Анастасия Ковалева тоже считает, что труд педагога не должен оплачиваться на том же уровне, что и труд рабочего на заводе. «Я сейчас не хочу обесценить ни одну, ни вторую профессию, – подчеркнула она. – Но учителя очень быстро выгорают, потому что на них со всех сторон оказывается колоссальное давление».
Ковалева отметила, что власти ищут разные пути к решению проблемы. Например, есть предложение приравнять преподавателей к государственным служащим или привлечь к работе со школьниками выпускников колледжей. По ее словам, в первом случае педагогов лишат возможности репетиторства, а во втором остро встанет вопрос о качестве получаемого образования, в то время как фундаментальные проблемы останутся нерешенными.
«На мой взгляд, проблему сможет решить целевое обучение, – считает Анастасия Ковалева. – Его организацию должны взять на себя региональные власти при поддержке федерального центра. Студенту не придется платить за свое образование, но он должен будет пять лет проработать в школе. Если после этого он уволится, к ответственным за направление людям возникнут вопросы: почему не смогли удержать молодого специалиста».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".