"Каникулы": меланхоличное кино о взрослых кризисах и детских драмах
В Москве прошла премьера драмеди «Каникулы» Анны Кузнецовой – 7 ноября фильм выйдет в прокат. Продюсерами картины выступили Наталья Дрозд и финн Юсси Рантамяки, которые вместе работали над Каннским хитом «Купе номер 6» – оператор Яни-Петтери Пасси тоже перешел в «Каникулы» из этого фильма. Креативным продюсером проекта стал Борис Хлебников.
Еще год назад картина получила главный приз на первом кинофестивале «Маяк» в Геленджике, который с тех пор заслужил репутацию одного из самых заметных смотров современного российского кино. «Каникулы» также назвали лучшим полнометражным дебютом года эксперты Национальной премии киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон». Тем не менее понадобился год, чтобы эта картина с Дарьей Савельевой и Полиной Кутеповой получила возможность добраться до широких экранов. Ждать ее стоило: и из-за прекрасных актерских работ, и из-за пропитанного меланхолией морского воздуха, и из-за грустных примет сегодняшнего дня, которые запечатлели авторы.
Шумная толпа школьников собирается в аэропорту, чтобы отправиться на фестиваль школьных театров в Сочи. Подростков сопровождают молодая неформальная учительница Таня (Дарья Савельева), мама одной из учениц (Ирина Носова, одна из «Чик») и суровая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова). Таня, которая руководит театральным кружком, за счет своей внутренней свободы, непосредственности и незашоренности ближе к своим подопечным, чем к коллегам из школы.
Тане и Марии Генриховне постоянно приходится решать проблемы: в отеле не оказывается нужного количества комнат, и дети вынуждены жить большими группами. Репетировать можно только в холле. Но хуже всего то, что организаторов фестиваля многое не устраивает в самом спектакле, поставленном Таней и ее учениками. Что это за название такое – «Земляничное вино»? Ведь спектакль детский, значит, нужно заменить «вино» на «напиток» и поменять афишу. Да и проблемы в нем затрагиваются какие-то недетские – как бы чего не вышло. Сегодня нужно делать постановки светлые, мотивирующие. Герои же Таниного спектакля, как и герои «Каникул», переживают первую влюбленность, первое разочарование и вообще слишком много мрачно рефлексируют.
«Каникулы» запечатлевают тот момент в современной России, когда выяснилось, что даже, казалось бы, совершенно невинные вещи начали подпадать под каток цензуры. Таким образом авторы невольно спрогнозировали и судьбу самой картины, которая на год выпала из поля зрения любителей кино. Идеология, которой руководствуются в фильме организаторы фестиваля, убивает талантливое и живое искусство, пытаясь всех подогнать под одну гребенку и лишить индивидуальности. С этим не могут смириться ни дети, ни Таня, ни даже Мария Генриховна, которая оказывается совсем не такой, какой видится поначалу.
"Я иду играть": скринлайф-триллер о разобщенности детей и родителей
Собственно, именно Таня и Мария Генриховна становятся самыми интересными персонажами «Каникул», раскрывающимися во взаимодействии друг с другом (хотя хороши и подростки, среди которых яркая юная актриса Магога Мачульская). Дарья Савельева в прошлом году сыграла двух отчасти похожих, удивительно харизматичных героинь, которые не хотят взрослеть: первую в фильме «Привет, мама!» Или Малаховой. Таня в «Каникулах» с легкостью и озорством решает множество проблем и, кажется, чувствует себя всесильной, но взросление неминуемо должно принести осознание того, что, как бы ты ни старалась, не все в твоей власти.
Мария Генриховна поначалу кажется холодной и замкнутой, но общение с Таней раскрывает в ней другую личность, спрятанную от чужих глаз: дерзкую и веселую. Вместе две женщины врываются на армянскую свадьбу, притворяясь родственниками новобрачных, заказывают шампанское на пляж и даже непростительно забывают о своих подопечных. Но весь этот воздух свободы остается там, на осеннем морском побережье – и в наших воспоминаниях.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль