Наверх
3 августа 2021

Скачок цен и дефицит: как коронавирус повлиял на российский авторынок

©Сергей Коньков/ТАСС

Хорошая новость прозвучала на днях: несмотря на пессимистические прогнозы, российский авторынок продолжает уверенно расти. В июне продажи увеличились на 29% (по сравнению с июнем прошлого года). Но, честно говоря, тот месяц был неудачным, тяжелым, большая часть дилеров вообще еще не возобновила работу. Корректнее было бы сравнить цифры с докризисным 2019-м… Пожалуйста: рост составил 10%! А в целом за полгода реализация увеличилась на 37%, констатируют в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). И говорят о том, что спрос на автомобили по-прежнему превышает предложение.

Продается всё!

Итак, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в июне выросли на 28,7%, до 157,8 тыс. штук, подсчитали в АЕБ. В начале лета прошлого года дилерская сеть постепенно возвращалась к работе после двухмесячного вынужденного карантина, и падение продаж было уже не таким драматичным, как в апреле–мае 2020 года. В то же время по сравнению с июнем докризисного 2019 года рост заметно более скромный – на 9,8%. В первом полугодии рынок вырос на 36,9%, до 870,7 тыс. автомобилей. По сравнению с первым полугодием 2019-го продажи выросли на 5,1%.

Лидер российского авторынка – марка Lada  за первое полугодие увеличила продажи на 51%, до 200,2 тыс. машин. Kia по-прежнему занимает первое место среди иностранных марок; продажи выросли на 33% (108,3 тыс. проданных машин). Затем идет Hyundai (плюс 3%, 91,1 тыс. штук). Renault (+36%, 70,1 тыс.), Skoda (+54%), Volkswagen (+33%). Причем бренд Skoda – практически единственный, кто показывал рост продаж во все месяцы, даже когда рынок стремительно падал.

Toyota показала скромный рост на 12%, а Nissan стал единственным из первой десятки, кто смог показать только отрицательный результат, пусть и небольшой, – минус 2% по сравнению с первым полугодием 2020 года. Из «премиальщиков» лучшим стал Mercedes (плюс 47%, 23,8 тыс. штук).  И абсолютными лидерами по росту стали китайские бренды. Вся «большая китайская тройка» показала трехзначный рост. Haval (на 144%, 16,2 тыс. машин), Chery (+428%, 15,2 тыс.), Geely (+108%, 9,3 тыс.). Между прочим, последние три месяца марка Haval занимает небывалое раньше 10-е место в списке лидеров продаж, а Chery – 11-е, отставая всего на несколько десятков машин.

Лидеры продаж который уж год не меняются. На первом и втором местах – Lada Granta и Vesta. За ними – Hyundai Solaris и Creta, Kia Rio, VW Polo, Skoda Rapid, Lada Largus, Renault Daster… Последовательность может меняться, но сами модели-лидеры практически те же.

В АЕБ констатируют, что спрос на автомобили продолжает превышать предложение. При этом отсрочка повышения утилизационного сбора поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на автомобили.

На фоне таких результатов первого полугодия АЕБ пересмотрела годовой прогноз в лучшую сторону и теперь ожидает роста на 9,8%, почти до 1,8 млн машин. В начале 2021 года ассоциация закладывала увеличение продаж на 2,1%. Причем оба прогноза исходили из предположения, что новые локдауны вводиться не будут. Если новый прогноз АЕБ реализуется, авторынок может уже в 2021 году полностью отыграть влияние пандемии и достигнуть показателей 2019-го. Однако напомним, что в 2019 году авторынок уже перешел к снижению, сократившись на 2,3% по сравнению с 2018-м. В 2020 году продажи машин упали на 9,1%, до 1,6 млн штук.

Минпромторг на днях тоже озвучил свои ожидания по рынку, и они куда скромнее: чиновники ожидают роста продаж автомобилей по итогам года на 4–5%.

Hyundai Creta

Shutterstock/Fotodom

Цены бьют рекорды

Итак, по итогам первого полугодия наш авторынок уже вернулся к уровню 2019 года, и в «низкий» летний период он вошел с дефицитом предложения. Чем не преминули воспользоваться дилеры – купить сегодня автомобиль без навязанных дилером опций практически нереально. Можно заказать машину в нужной именно вам комплектации, но когда она придет (через несколько месяцев), то будет стоить дороже. На сколько? Продавцы только руками разводят: «откуда мы можем знать?».

Сергей Целиков, глава аналитического агентства «Автостат», не думает, что рост будет большим. «Если рубль будет и дальше вести себя относительно стабильно, допуская лишь небольшие колебания в районе 73–75 руб. за доллар, то цены во втором полугодии вырастут лишь на размер инфляции, то есть в пределах 2–3%. Резкого скачка цен можно ожидать только в том случае, если курс просядет до 80, но пока для этого нет никаких предпосылок», – считает он. При таком сценарии можно и подождать нужный автомобиль 2–3 месяца. Тем более что Ассоциация европейского бизнеса и аналитики ждут замедления продаж во втором полугодии, когда ситуация с предложением стабилизируется.

Болезнь роста: повышение утилизационного сбора подстегнет цены на автомобили

А пока аппетиты дилеров выросли безмерно. Зашел тут на днях в салон известного японского бренда. В шоу-руме стояло штук семь автомобилей разных моделей, каждый со своим ценником. Но в конце каждого мелким шрифтом было написано: «В указанную цену не включены дилерские опции на сумму 160 тыс. рублей». То есть в любом случае вы их получите и оплатите – дилер даже не потрудился объяснить, что входит в список!

В общем, авторынок перегрет, признают в Ассоциации европейского бизнеса: продажи за полугодие оказались даже на 5% выше результатов за аналогичный период докризисного 2019 года. Сейчас рынок и ценовой уровень на машины определяются дефицитом автомобилей, говорит Сергей Целиков, и улучшения ситуации до середины осени не предвидится. Говорят, что особенно сильный дефицит у японских брендов.

Цены только за первое полугодие выросли на 7%, обновление прайс-листов идет непрерывно. Поэтому Минпромторг даже «приостановил на определенный период меры поддержки именно из-за перегретого рынка», говорил глава министерства Денис Мантуров в начале июля. Сейчас в условиях ускоренного роста цен клиенты пытаются купить машину, в том числе это отчасти инвестиция, потому что остаточная стоимость растет. Но если рубль еще укрепится, инфляция замедлится, то цены пойдут вверх медленнее, считает министр.

По оценке «Автостата», в январе 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составляла 1 млн 803 тыс. рублей. Это на 13,3% больше, чем за тот же месяц прошлого года. При этом средневзвешенная цена иномарки достигла 2 млн 111 тыс. рублей (+14,1%), а отечественного автомобиля – 747 тыс. рублей (+7,7%). Это данные на начало года, теперь же новый автомобиль в среднем оценивается в 1 млн 985 тыс. Да, похоже, старую формулу пора переписывать: теперь автомобиль уже не просто средство передвижения, а роскошь.

Для примера можно взять несколько популярных моделей из топ-10 нашего рынка и посмотреть, насколько изменилась цена за последние полгода. Вот, например, Kia Rio, самая популярная новая иномарка в России, подорожал на 9%. Сегодня такой автомобиль в кузове «седан» и стартовой версии Classic с двигателем 1,4 л (100 л.с.) оценивается в 909 900 руб., а в начале года его можно было купить на 75 тыс. дешевле – за 834 900 руб.

Hyundai Creta, бессменный лидер в сегменте SUV последних лет, с начала года прибавил в цене 7,5%. Стоимость его самой доступной версии Standard с двигателем 1,6 л (123 л.с.) сегодня составляет 1 147 000 руб., что на 80 тыс. выше январской цены. Между прочим, уже известны цены и комплектации на Hyundai Creta нового, 2-го поколения, производство которой началось на заводе в Санкт-Петербурге. На старте продаж новинка будет доступна в пяти комплектациях по цене от 1 199 000 руб. Таким образом, разница в стоимости с автомобилем текущего поколения составит 52 тыс.

Меньше всего подорожал популярный кроссовер Toyota RAV4 – всего на 2,8%, или на 55 тыс. рублей. Но стартовая стоимость уже перешагнула за 2 млн и составляет 2 017 000 руб. Столько потребуется для приобретения автомобиля в комплектации «Стандарт» с 2-литровым двигателем (149 л.с.). А вот чемпион по части роста цен среди доступных моделей – Volkswagen Tiguan: +11,4%, или 200 тыс. Сегодня Volkswagen Tiguan в версии Respect с двигателем 1,4 л (125 л.с.) оценивается в 1 949 900 руб.

Toyota RAV4

Shutterstock/Fotodom

В условиях дефицита и постоянного удорожания новых автомобилей покупатели стали чаще обращать внимание на вторичный рынок, где можно найти машину на любой карман. Впрочем, цены на подержанные авто тоже растут, причем зачастую даже быстрее, чем на новые. В начале июня, по расчетам «Автостата», средняя цена покупки на вторичном рынке составляла 617,5 тыс. рублей.

О масштабах рынка автомобилей с пробегом красноречиво говорит тот факт, что только в мае в России было куплено больше таких машин, чем новых за четыре месяца 2021-го. И если рынок новых автомобилей от месяца к месяцу показывает переменчивую динамику, то на вторичном спрос стабильно растет – на 23,3% за первые 5 месяцев этого года.

Почти свой автомобиль: почему набирает популярность владение машиной по подписке

Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль уверен, что именно дефицит, рост цен и перебои с поставками новых автомобилей стали драйверами повышенного спроса на подержанные машины. Снижение реальных доходов россиян за время пандемии также сместило потребительский спрос в сторону вторичного рынка. Дефицит новых машин сформировал ажиотажный спрос на автомобили с пробегом от 1 до 3 лет, которые подорожали нередко до стоимости новых авто (!). Когда еще такое было? И если сравнить майские цены 2021 года на подержанные машины с теми, что были год назад, их рост оказывается очень серьезным (+20,4%).

«Для удорожания автомобилей с пробегом есть несколько предпосылок. Во-первых, дефицит новых и подержанных машин, образовавшийся в 2020 году, растянулся и на год текущий. Поэтому продавцы устанавливают выгодные для них цены, особенно на автомобили до трех лет, и многие модели с пробегом сейчас стоят дороже, чем покупались изначально новыми. И только в том случае, если дефицит новых машин будет восполнен, цены на вторичном рынке начнут снижаться», – считает Денис Мигаль. По расчетам ведущих аналитиков рынка, по итогам года мы увидим подорожание процентов на 10.

Премьеры во время пандемии

Первое полугодие было, с какой стороны ни взгляни, очень сложным: нас то чуть отпускали, то снова зажимали суровыми ограничительными противоковидными мерами. Вот и сейчас в целом ряде российских регионов на границах появились блокпосты, а главным документом, обеспечивающим пропуск, стал QR-код. Но, несмотря на это, последние месяцы (начиная примерно с января) оказались очень богатыми на автопремьеры на нашем рынке.

Посудите сами: год стартовал с внезапной премьеры компактного кроссовера Mazda CX-30, а дальше пошло-поехало, как из рога изобилия. Большой кроссовер Hyundai Palisade, внедорожник Lada Niva Travel (это, кто не в курсе, рестайлинг популярного последние 20 лет Chevrolet Niva), обновленный универсал Lada Largus… Потом на рынок вышли лифтбэк Skoda Octavia и небольшой кроссовер Peugeot 2008, премиальный внедорожник Genesis GV80, изменившийся (конечно, в лучшую сторону) популярный «полноприводник» Renault Duster. Затем пришла очередь Hyundai Elantra (седьмого уже поколения), за ней приехал минивэн Kia Carnival, а китайцы из компании Great Wall вернули в Россию трудягу-пикап GWM WINGLE 7.

Вообще компании из Поднебесной радовали нас новинками все последние месяцы – из самых важных назову кроссоверы Geely Tugella, Haval Jolion, Chery H8 Pro. Еще среди важнейших премьер весны–лета – люксовый седан Genesis G80, внедорожник Mitsubishi Pajero Sport, кроссоверы Audi Q5, Hyundai Santa Fe, Mitsubishi Eclipse Cross, Opel Crossland… Ой, чуть не забыл про обновленный седан Toyota Camry!

Из премьер ближайшего будущего в России мы с нетерпением ждем три брутальных внедорожника – Chevrolet Tahoe, Nissan Pathfinder и Toyota Land Cruiser 300, кроссовер Volkswagen Taos, седан Kia Cerato, спортбек Audi A3, а также целую россыпь моделей китайских автопроизводителей. Будут и другие новинки, будут сюрпризы. А вот скучно точно не будет!

Читать полностью (время чтения 7 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
03.08.2021
02.08.2021