18 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Управленческий неликвид
коронавирус пандемия Экспертное мнение

Управленческий неликвид

Пандемия как испытание общества и системы здравоохранения на прочность

От начала эпидемии COVID-19, вызванной возбудителем, ведущим себя нетипично, непривычно и весьма странно, прошло уже два года, а вопросов, связанных с его происхождением, распространением, механизмом воздействия на организм и лечением, становится только больше. Как и всевозможных осложнений – реальных или коронавирусу приписываемых. В том числе и расстройств психического здоровья. На них остановлюсь подробнее.

©Наталья Львова/Профиль

Психические расстройства, связанные с эпидемией, можно условно поделить на две группы: вызванные непосредственно самим заболеванием и мерами по борьбе с ним. Первые протекают тяжелее, вторые носят массовый характер.

Уже не вызывает сомнения, что вирус каким-то образом избирательно поражает нервную систему. Воздействует ли он на рецепторы, миелиновую оболочку нервов или на сами ядра, пока непонятно, но нарушения работы центральной нервной системы вызывает несомненно. Переболевшие, в особенности люди среднего и пожилого возраста, отмечают когнитивные и невротические расстройства, нарушения памяти, астению. Люди замечают, что хуже стали соображать («тупить»), забывать слова, неспособны подолгу удерживать внимание, появились нервозность, раздражительность, агрессивность, плаксивость, слабодушие, быстрая утомляемость.

Плюс к этому – нарушения обоняния и вкусовых ощущений. Из пяти органов чувств два не работают, что существенно ограничивает восприятие и искажает картину окружающего мира.

Болеют многие, а восстановление происходит медленно, в результате в обществе накапливается критическая масса «тупящих», раздражительных, агрессивных людей с искаженной картиной мира и расстройствами памяти.

Кто их разберет: в высказываниях чиновников на тему коронавируса все сложнее отыскать логику

А тут еще меры по борьбе с эпидемией – бестолковые и непоследовательные. Ощущение такое, что их изобретают именно те, кто сам особенно тяжело переболел коронавирусной инфекцией.

Что еще показала пандемия? Если рассматривать происходящее как тест или испытание общества на прочность, то человечество его катастрофически проваливает. Как на уровне отношений между государствами, так и во внутренней политике, связанной с мерами по борьбе с эпидемией.

В первом случае вместо взаимопомощи и сотрудничества – шантаж, санкции, черный пиар, признание и непризнание вакцин по политическим соображениям, избирательные меры по изоляции и закрытию границ. Во втором – несостоятельность отечественной системы здравоохранения в целом.

Пора признать, что проводимая в России реформа здравоохранения если еще и не разрушила систему медицинской помощи населению, то катастрофически снизила ее эффективность. Наверное, люди, спланировавшие ее и проводящие в жизнь (очень неподходящее в данном случае слово), не предвидели «черного лебедя», каким стал COVID-19, но тем демонстративнее все получилось.

Вот частный, но вполне конкретный пример. В большом московском спальном районе происходит оптимизация амбулаторной помощи населению. Поликлиники укрупняют, вместо трех остается одна (№ 214). А в марте этого года, в самый разгар пандемии, ее вдруг закрывают на плановый ремонт! Не знаю, в чем причина – деньги ли закончились или иностранные рабочие, – но вот уже несколько месяцев огромное семиэтажное здание стоит с выбитыми стеклами и заложенными фанерой дверями, и никаких работ там не производится. И одновременно практически напротив закрывают крупный автомобильный магазин «Москва», чтобы организовать там центр лечения больных с коронавирусной инфекцией. Что это? Управленческий идиотизм или коррупционная схема в действии?

Или вот. Минздрав России на полном серьезе обсуждает привлечение на работу в Россию врачей из ближнего зарубежья (об их квалификации сейчас умолчим), потому что своих катастрофически не хватает. И одновременно с этим постоянно сокращается число бюджетных мест в медвузах страны. Неужели правильнее покупать, кого не жалко, в Узбекистане, чем учить своих?

Провалена была и национальная программа вакцинации. Со своими 34 процентами к середине осени мы оказались на уровне Гондураса. Люди, которые занимались организацией и пропагандой вакцинации, – управленческий неликвид. Имея в руках все ресурсы без ограничений – деньги, медиа, законодательство, IT, – они умудрились все провалить! Как сказал один мой знакомый из шоу-бизнеса: «Любой бы промоутер сделал минимум 80 процентов, да еще и билеты бы продал».

Какое все это имеет отношение к психическому здоровью населения России? Самое непосредственное.

Автор – психиатр

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».