19 марта 2024
USD 91.98 +0.11 EUR 100.24 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. "Перевал Дятлова": один за всех и все за одного в горах
Культура сериалы

"Перевал Дятлова": один за всех и все за одного в горах

На ТНТ и в онлайн-сервисе Premier завершился показ восьмисерийного мини-сериала «Перевал Дятлова». Загадка гибели девяти молодых туристов – восьми студентов и выпускников Уральского политеха и приставленного к ним инструктора местной турбазы (в сериале он сотрудник КГБ) – в североуральских горах в 1959 году не перестает будоражить людей на протяжении шестидесяти с лишним лет.

©ДАРТ Продакшн

Продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов, для которых проект стал режиссерским дебютом, представили свою версию событий – ту, что кажется им и сценаристу Илье Куликову, имевшему доступ к дневникам участников похода, максимально логичной и правдоподобной. Получилось не только убедительно, но и душераздирающе: на современном российском телевидении, кажется, почти не бывало произведений, сравнимых по эмоциональному воздействию и художественной силе с финалом «Перевала Дятлова».

Сериал разделен на две части: нечетные эпизоды, поставленные Никишовым и Федоровичем, посвящены расследованию гибели туристов, четные, снятые Павлом Костомаровым и Степаном Гордеевым, – хронике экспедиции.

Костомаров, ответственный, среди прочего, за теперь уже мировой хит «Эпидемия», выступил еще и своего рода художественным руководителем «Перевала Дятлова» – помогал остальным постановщикам-дебютантам. При этом как продюсеры Федорович и Никишов известны уже давно: они приложили руку к массе громких фильмов и сериалов последних лет – от «Обычной женщины» до той же «Эпидемии», от «Измен» до «Колл-центра», от «Гоголя» до «Полицейского с Рублевки», от «Верности» до «Феи». В общем, все жанры им интересны.

Вот и в «Перевале Дятлова» смешаны жанры и стили. Половина эпизодов посвящена персонажу Петра Федорова, который потихоньку возвращает себе статус молодого киноактера номер один в России (Данила Козловский сейчас увлечен режиссурой, вездесущий Александр Петров многим надоел). Федоров, занятый в еще одном удачном российском проекте 2020-го – фантастическом ретро-триллере «Спутник», – изображает майора КГБ Олега Костина, прилетающего из Москвы в Свердловск, чтобы выяснить обстоятельства и причины трагедии.

«Дорогие товарищи!»: Новочеркасский расстрел как рифма репрессий

Костин – персонаж выдуманный, но его история, как и история дятловцев, пронзительна. Его, участника Великой Отечественной, дошедшего до Берлина, мучают посттравматический синдром, обретающий мистические формы, и воспоминания о войне, где творилась в том числе всякая чертовщина. Страдает он не только от галлюцинаций, но и от чувства вины: во время войны он порой терял контроль над собой и не проявлял милосердия там, где следовало бы.

Костин испытывает симпатию к местному судмедэксперту Екатерине Шумановой (замечательная Мария Луговая), которая помогает ему разобраться в деле дятловцев. Герой Федорова служил вместе с мужем Екатерины, который погиб незадолго до победы, но молодая женщина, до сих пор убитая горем, об их близкой дружбе не догадывается. Олега и Катю связывают трогательно-сдержанные отношения, которые трудно себе представить в наше время.

Персонажи поочередно проверяют все теперь уже классические версии загадочного происшествия – некоторые тела были найдены в очень странном и страшном виде, да и выбегать на мороз из палатки без верхней одежды без веской причины никто не стал бы.

Что убило студентов: инопланетяне или испытания секретного оружия, местные жители манси или злые духи, сбежавший из лагеря уголовник или «летучий отряд» жестоких тюремных надзирателей? Почти каждая из версий кажется в определенный момент сериала убедительной. Нечетные эпизоды сами создатели называют нуаром (так что не смейтесь над стильной шляпой и пальто Костина, не соответствующими погоде, – так надо), но в равной степени это и военная драма (многочисленные вкрапления флэшбеков), и мелодрама, и мистика.

Нечетные серии снимали на пленку, четные – на цифру, но, если этого не знать, можно подумать, что дело было ровно наоборот. Все эпизоды, связанные с походом, очень точно стилизованы под оттепельное кино: это черно-белые кадры формата 4:3. Действие то и дело сопровождает музыка из советских фильмов – то из «Я шагаю по Москве», то из «Три тополя на Плющихе» и т. д.

Сами ребята – почти все актеры-дятловцы не знакомы зрителю – выглядят так, словно родились в середине XX века, и очень похожи на своих прототипов, такие лица сейчас редко встретишь. Такой прием позволяет воссоздать подлинный дух времени, пойманный в кино тех лет. Дух молодости, свободы, храбрости, надежд, перемешанный с меланхолией радости, каким-то образом проросший сквозь горе войны и лагерей (один из отважных студентов-дятловцев в лагере и родился).

«Еще по одной»: почему Миккельсен пьет водку, закусывает икрой и страдает

Во всех молодых героях кипит жизнь, радость бытия, желание любить, восторг товарищества – всем этим они заражают приставленного к группе сотрудника КГБ (Егор Бероев), тоже, как и Костин, морально травмированного на войне. Конечно, герои не идеальны, как любые живые люди (и любые интересные персонажи): кого-то мучает обида, кого-то – ревность. Но в конечном итоге единственным неприятным дятловцем оказывается тот, кто бросил группу, еще не успев толком начать поход, – у него, по версии авторов, были плохие предчувствия.

До поры до времени кажется, будто «Перевал Дятлова» – сериал о том, как жестокая реальность разрушает оттепельный миф, неспроста возникло это деление сериала на две части. Но оказывается, что это не так, ведь в сердце мифа, в конце концов, люди, в данном случае – люди исключительные, готовые пойти на смерть, чтобы спасти друзей. Жизнь несправедлива, и добрые дела, как и стойкие принципы, нередко приводят лишь к катастрофе. Но перед лицом, как бы это пафосно ни звучало, вечности верность своим идеалам важнее. И хочется верить, что те зрители, которые забудут о снобизме и предубеждениях против российского кино, будут теперь ассоциировать погибших на перевале Дятлова не с мистикой и кровавыми ужасами, а с чистотой и самопожертвованием. А как все было на самом деле, все равно никто никогда не узнает.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Метки: сериалы
Реклама
Реклама
Реклама