Наверх
14 августа 2022

Что стоит за нежеланием «Газпрома» забирать отремонтированную турбину «Северного потока»

Газовая турбина Siemens

Федеральный канцлер Германии Олаф Шольц

©Bernd Thissen/dpa/Global Look Press

«Северный поток» работает лишь на 20% от своей мощности. Турбина, из-за которой «Газпром» первоначально снизил прокачку топлива, лежит на заводе в Германии. Берлин уверяет, что российская сторона намеренно не забирает ее, так как хочет держать европейских потребителей на голодном пайке. В «Газпроме» объясняют сокращение поставок исключительно техническими причинами. А эксперты полагают, что российский монополист решил воспользоваться ситуацией и пытается вынудить Лондон, Брюссель и Оттаву вывести из-под санкций все оборудование «Северного потока».

Как перекрыли «Северный поток»

Ситуация с турбиной стала походить на известный мем: «Вы турбину доставляете? – Нет, только показываем». Третьего августа германский канцлер Олаф Шольц специально отправился на предприятие Siemens Energy в городе Мюльхайм-на-Руре, чтобы перед телекамерами подтвердить: турбина есть, она отремонтирована и готова к отправке. Почему не отправляется? – А Россия под надуманными предлогами не забирает ее, чтобы иметь формальный повод не увеличивать поставки в ЕС.

Siemens подготовила документы для импорта отремонтированной турбины в РФ

«Невыполнение контрактов на поставку газа не имеет никаких технических причин», – заявил Шольц, предположив, что если турбина и вернется в РФ, то газовые контракты все равно не будут выполняться.

В ответ «Газпром» разместил следующее заявление: «Санкционные режимы Канады, ЕС, Великобритании и несоответствие существующей ситуации действующим контрактным обязательствам со стороны Siemens делают поставку двигателя 073 на КС "Портовая" невозможной». Понимай как хочешь.

Прокачка газа по «Северному потоку-1» тем временем снижена до 1/5 от нормы. Как рассказал «Профилю» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, на компрессорной станции «Портовая» из восьми турбин работают только две мощностью по 27 МВт. Одна, на 52 МВт, не возвращена из ремонта, и еще пять той же мощности остановлены, поскольку нуждаются в текущем ТО. В подтверждение «Газпром» даже выложил в сеть часть переписки с российским представительством Siemens о состоянии оборудования на компрессорной станции «Портовая» и протоколы Ростехнадзора о проведенных проверках.

А ситуацию в Европе можно охарактеризовать как газовый кризис. После заявления «Газпрома» о намерении с 27 июля снизить поставки по «Северному потоку» среднемесячная цена топлива на ICE подскочила почти на 50% – с $1180 за кубометр в июне до $1805 в июле, а к началу августа газовые котировки достигали $2400 за кубометр. Таких цен Старый Свет никогда не видел. Для сравнения: в середине прошлого лета стоимость топлива не превышала $500.

Каких уступок добивается «Газпром»

Эксперты полагают, что российский монополист действительно решил воспользоваться ситуацией и добиться от западных партнеров вывода из-под санкций всего, что связано с техобслуживанием «Северного потока-1».

В Кремле назвали требования "Газпрома" по турбине для "Северного потока"

«От "Газпрома" требуют выполнения долгосрочных контрактов на поставку газа, а тот, в свою очередь, добивается от контрагентов выполнения условий по техническому обслуживанию оборудования в досанкционном режиме», – пояснил «Профилю» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Громов. Иначе говоря, чтобы сотрудники Siemens могли беспрепятственно посещать объекты Газпрома, проверять состояние турбин, проводить прописанные в договоре регламентные работы.

Для этого Москве нужно убедить Евросоюз, Великобританию и Канаду сделать для «Северного потока-1» официальное исключение из санкций, ограничивающих приобретение, поставку и ремонт оборудования для нефтегазовых проектов РФ. Почему именно их? Евросоюз – поскольку Siemens немецкая компания, в Канаде находится завод Siemens по ремонту оборудования, наконец, Великобритания – потому что турбины, работающие на «Северном потоке-1», оснащены двигателями Rolls-Royce.

Причем вывод из-под санкций должен быть не таким, как в случае с многострадальной турбиной, когда ЕС буквально упросил Канаду вернуть оборудование. Та согласилась, но сделанное ею исключение носит «возвратный характер», то есть может быть отозвано в любой момент. «"Газпром" такая позиция не устраивает, ибо в этом случае есть риск, что техобслуживание или ремонт турбин на "Северном потоке-1" в любой момент прекратится, – полагает Алексей Громов. «Газпрому», по его версии, нужны юридические гарантии, что как минимум в среднесрочной перспективе трубопровод будет полноценно обслуживаться зарубежными подрядчиками. Поставщик топлива должен понимать, загружать ли ему трубопровод, ведь поставки газа связаны со значительными расходами. А в нынешней ситуации полной неопределенности такого понимания у «Газпрома» нет.

Зачем Россия придерживает газ

Текущий момент благоприятствует торгу, поскольку Москва сейчас не очень заинтересована в максимизации поставок на европейском направлении. Из-за подорожания энергоносителей Россия и при снижении физических объемов продаж получит больше доходов, чем год назад. По оценке ИЭФ, в 2021 году доходы «Газпрома» от поставок газа в дальнее зарубежье составили примерно $55 млрд. В этом году, если бы «Северный поток-1» работал в штатном режиме, компания выручила бы не менее $80–90 млрд. «Из-за приостановки прокачки доход сократился и составил не $80 млрд, а $60–65 млрд», – говорит Алексей Громов. Это все равно больше, чем в прошлом году.

Молчат, но платят: почему Европа все же решила рассчитываться за газ в рублях

Разгону газовых цен способствовали и массовый переход с долгосрочных контрактов на спотовые поставки (это была инициатива европейцев), и сокращение поставок, и возросшие риски. Многие страны сейчас закачивают газ в хранилища опережающими темпами, объясняет доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. Например, поляки подготовились к зиме уже сегодня. Не будь рисков, они бы качали меньше и спрос не оказался бы столь экстремальным.

Что до России, то у нее другая проблема: куда вложить газовые доходы. Из-за санкций у нас ограничены возможности по приобретению машин, оборудования, нельзя пользоваться зарубежными финансовыми инструментами. Поэтому в условиях физического сокращения экспорта казна чувствует себя достаточно комфортно. А европейские покупатели, по словам Константина Симонова, напротив, использовали почти все доступные возможности по наращиванию поставок газа на континент. Речь прежде всего идет о покупке сжиженного природного газа у США и Катара.

Несеверный поток: почему стоит «Ямал–Европа»

Технически у «Газпрома» есть возможность нарастить поставки с помощью советских газопроводов «Ямал–Европа» (через Польшу) и Урегной–Помары–Ужгород (через Украину). Их мощностей с лихвой хватит, чтобы удовлетворить европейские потребности в природном газе. Ведь даже «Северный поток-1» строился не ради увеличения трафика, а для усиления переговорной позиции Москвы в спорах с Киевом по газовому транзиту.

Как Россия ломает многолетнюю систему торговли газом с Европой

К слову, технически затраты на транспортировку топлива по морскому участку выше, чем по сухопутному, пояснил Сергей Хестанов. На суше компрессорные станции обычно ставятся на расстоянии 130–200 км. На морском участке «нужно качнуть газ не на 130–200 км, а сразу на 800», следовательно, выше давление и больше расход газа на работу турбин. По неофициальным оценкам, затраты на прокачку газа по морскому дну могут превышать сухопутные на 30%.

Как бы то ни было, но поставки по трубопроводу «Ямал–Европа» были прекращены с 30 марта 2022-го из-за контрсанкций России против Польши. По польской территории проходит участок длиной 683 км, на котором расположены пять компрессорных станций: «Чеханув», «Шамотулы», «Замбрув», «Влоцлавек» и «Кондратки». Строил участок «Газпром», а владеет им совместное польско-российское предприятие EuRoPol Gaz, где «Газпрому» принадлежит 48% акций. По словам Константина Симонова, после начала военной операции на Украине поляки арестовали, а де-факто национализировали долю российской компании, – та в ответ перекрыла вентиль. «Вопрос стоит очень просто, – говорит эксперт. – Хотите использовать "Ямал–Европа", верните собственность».

Пока, отмечают эксперты, позиция России в газовом противостоянии выглядит более сильной, остается ждать, у кого первого сдадут нервы.

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль