2 декабря 2024
USD 107.74 -1.84 EUR 114.31 -1.83
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Сафари, пляж, природа: станет ли Африка массовым туристическим направлением для россиян
Африка Путешествия путешествия россияне туризм

Сафари, пляж, природа: станет ли Африка массовым туристическим направлением для россиян

На прошедшем в конце июля в Санкт-Петербурге саммите Россия–Африка обсуждался широкий круг вопросов взаимного сотрудничества. Россия намерена открывать новые посольства и торговые представительства на африканском континенте, запускать прямые рейсы, отменять визы. «Профиль» изучил перспективы Африки с точки зрения туризма.

Сафари в национальном заповеднике в Кении

©Lewis Liu/Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Шесть стран из пятидесяти четырех

Российские власти выводят отношения с африканскими странами на новый уровень. Это касается не только экономики и межгосударственных отношений, но и туризма. Так, например, уже к концу года в Буркина-Фасо и Экваториальной Гвинее спустя почти 30 лет снова будут открыты посольства РФ. В дальнейшем Москва намерена возобновить работу своих дипмиссий еще в десятках стран континента.

Кроме того, на саммите было заявлено, что Россия планирует серьезно расширить географию полетов в Африку. Как отметил спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов, «Россия возвращается в Африку» и есть намерение возобновить прямое авиасообщение «желательно во все страны, где возможно».

Партнерство XXI века

Планы более чем амбициозные. В конце 80-х годов география полетов советского «Аэрофлота» в Африку насчитывала 35 направлений – от Марокко, Алжира и Египта до Мадагаскара, Анголы и Мозамбика.

Сейчас же прямые рейсы на континент «Аэрофлот» выполняет всего в две страны – Египет и Сейшелы. Еще четыре африканских государства связывают прямыми рейсами с Россией местные авиакомпании – это Алжир (Air Algerie), Марокко (Royal Air Maroc), Тунис (Nouvelair Tunisie) и Эфиопия (Ethiopian Airlines). Итого из 54 стран Африки напрямую из России можно добраться лишь в шесть.

В течение года неоднократно заявлялось, что готовится запуск прямого авиасообщения между Россией и ЮАР. Правда, разговоры об этом ведутся давно, а прогресса пока не видно. Об интересе к запуску прямых рейсов в РФ также в разное время заявляли власти Мозамбика, Зимбабве, Уганды, Намибии, Маврикия и т.д.

По словам российских чиновников, наша страна готова к открытию новых прямых направлений международного авиасообщения, но с одним условием: «Нашим перевозчикам необходимы гарантии того, что их воздушные суда не будут задержаны или арестованы на территории государства континента, а также – что получат необходимое обслуживание и заправку авиатопливом». Об этом на пресс-конференции в рамках саммита Россия–Африка заявил глава Росавиации Александр Нерадько.

«Всё, что нужно нашим туристам»

Запуск прямых рейсов из РФ в Африку окажет колоссальное влияние на российский выездной туризм. Конечно, речь пока не идет о том, что россияне массово сменят Таиланд и Шри-Ланку на Кению или ЮАР, но эксперты уверены: часть российского турпотока африканцы смогут забрать у своих азиатских конкурентов.

Спрос на отдых в странах Африки, расположенных южнее Сахары, растет весь последний год: по данным авиакомпании Ethiopian Airlines, с августа прошлого года он увеличился практически вдвое.

Остров в океане есть: какой отдых предлагает россиянам Занзибар

Кстати, именно рейсы Ethiopian Airlines через Аддис-Абебу, куда самолеты авиакомпании летают из Москвы четыре раза в неделю, сегодня одни из наиболее популярных у россиян, желающих добраться до Африки. Среди всех африканских авиакомпаний у этого перевозчика самая разветвленная маршрутная сеть по континенту – 64 направления из Аддис-Абебы (Эфиопия), а максимальное время пути из Москвы в любую страну Африки с учетом пересадки составляет не более 15–17 часов.

«В топ популярных направлений у россиян в Африке сейчас входят Сейшелы, ЮАР, которая в преддверии саммита БРИКС (пройдет в конце августа) показывает просто колоссальный рост, а также Занзибар, Намибия, Эфиопия, Кения», – рассказала «Профилю» представитель Ethiopian Airlines в России Елена Константинова.

Аналогичные направления в числе самых популярных назвал и глава туроператора «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. «Причем Занзибар я бы вообще поставил на первое место, – уточняет он, – так как остров вместе с самой Танзанией, а также с Кенией вобрал в себя всё, что нужно нашим туристам во время африканского отдыха: и сафари, и пляжи, и отели высокого уровня».

Остров Занзибар действительно в последнее время восстанавливает былую популярность у россиян. «Мы видим рост в бронированиях по сравнению с прошлым годом порядка 47%, – говорит коммерческий директор туроператора Resort Holiday Анна Ткаченко. – И это отличный результат, учитывая, что сейчас туда нет прямых рейсов и лететь придется минимум с одной стыковкой». Из плюсов острова эксперты особо отмечают то, что на Занзибаре можно сочетать пляжный отдых с экскурсиями на сафари на материк.

В Африку гулять: как изменится выездной туризм в ближайшем будущем

Но если в случае с Занзибаром вопрос о возобновлении прямых рейсов кажется решенным (по крайней мере, все разрешения от регулирующих органов авиакомпании уже получили), то по многим другим странам континента у экспертов есть сомнения в их необходимости.

«Мне кажется, что сразу ставить полетные программы по всем популярным туристическим направлениям в Африке не нужно, – отмечает эксперт по туризму, глава турагентства «Трэвели» Павел Неон. – Ни одна авиакомпания не будет открывать новый маршрут без уверенности загрузки на нем. Завоевать интерес нашего массового туриста, который зациклен на пляжном отдыхе на теплых морях, не так-то просто. На это может уйти и пять, и десять лет».

Неон полагает, что помимо Танзании и конкретно Занзибара относительно хороший спрос, возможно, будет на прямые рейсы в ЮАР и в Кению.

Аналогичной точки зрения придерживается и Дмитрий Арутюнов: «Что касается ЮАР, то я вообще удивлен, почему до сих пор нет прямого авиасообщения». Эксперт напомнил, что наши страны находятся в одном союзе – БРИКС, кроме того, уже давно отменен визовый режим. «ЮАР – очень интересная страна и для туристов, и для бизнесменов. И прямой рейс туда действительно нужен, – уверен Арутюнов. – Надеюсь, что они скоро появятся, хотя бы в Йоханнесбург, который географически ближе, чем Кейптаун».

Пассажиры рейса авиакомпании Egyptair в Хургаду в аэропорту Домодедово

Запуск прямых рейсов из РФ в Африку окажет колоссальное влияние на российский выездной туризм

Игорь Иванко/Коммерсантъ/Vostock Photo

Нужна ли виза

Впрочем, только лишь запуска прямых рейсов будет недостаточно для роста популярности направления у туристов. Африканским странам, которые действительно хотят привлечь россиян, нужно обратить внимание и на продвижение своей страны, чего сейчас нет вовсе, говорят эксперты.

«Их офисы по туризму в нашей стране вообще не активны. Например, та же ЮАР – прекраснейшая страна, но никаких активностей на российском рынке. Кения, Танзания – то же самое. Даже Эфиопия, у которой сейчас есть прямой рейс с Россией, продвигается только силами прекрасных девушек из Ethiopian Airlines. А это должно быть постоянно: реклама, радио, телевидение, передачи, тексты, блогеры. Но ничего этого со стороны Африки нет», – сокрушается Дмитрий Арутюнов.

Еще одна проблема континента – визовые режимы. И хотя российский МИД заявлял, что будет работать над отменой виз со всеми странами Африки, пока до этого далеко.

Сейчас полностью безвизовыми считаются семь стран континента: Марокко, Тунис, Намибия, Гамбия, ЮАР, Сейшелы и Маврикий. Частично безвизовым можно назвать Египет, но там свободно можно приехать только на Синайский полуостров (то есть в Шарм-эш-Шейх) и лишь на 15 суток. В случае прилета в Каир или Хургаду за въезд придется заплатить $25 с человека (около 2500 руб. по нынешнему курсу).

Туристов катают на верблюдах в Тунисе

Сейчас полностью безвизовыми считаются семь стран африканского континента: Марокко, Тунис (на фото), Намибия, Гамбия, ЮАР, Сейшелы и Маврикий

Алексей Смышляев/Коммерсантъ/Vostock Photo

Практически все остальные страны Африки либо требуют предварительного оформления визы, либо выдают ее по прилете, но за деньги. Причем суммы немалые. Например, для въезда в Кению каждому путешественнику нужно заплатить $50 (около 5000 руб.), но если помимо Кении в рамках одной поездки турист захочет посетить еще и Руанду и/или Уганду, то придется оформлять Единую восточноафриканскую визу, цена которой уже $100 (около 10 тыс. руб.).

Стоимость визы в Эфиопию – $82 (около 8000 руб.), в Экваториальную Гвинею – $100 (около 10 тыс. руб.). $50 (5000 руб.) с человека придется заплатить при въезде в Танзанию, в том числе и на остров Занзибар.

Аналогичные или сопоставимые суммы придется отдать и при посещении Мадагаскара, Замбии, Зимбабве, Уганды, Руанды и т.д. – то есть большинства интересных с точки зрения туризма стран. Причем для въезда во многие из них ничего заранее оформлять не нужно, визу получают при пересечении границы. Другими словами, виза в Африке – лишь один из вариантов въездной платы, так как никакой миграционной составляющей в ней нет.

Африка ждет, но не совсем готова

Тем не менее радует, что в борьбу за российского туриста готовы вступить даже самые необычные игроки. Например, посетивший саммит Россия–Африка президент Бурунди Эварист Ндайишимийе отметил, что его страна – «это край с очень привлекательными ценами».

Сказка про Аладдина: какой отдых предлагает туристам Марокко

«Бурунди – чудесная страна, привлекающая туристов. Честно говоря, я никогда не видел недовольных гостей нашего края. Ее пейзажи, культурное разнообразие, озеро Танганьика с зимующими птицами, бурундийские барабаны – все это привлекает людей со всего мира. Озеро Танганьика – своего рода будущий Лазурный Берег Африки», – заявил в интервью ТАСС Ндайишимийе.

В аналогичном ключе высказался и посол Сьерра-Леоне в России Мохамед Йонгаво. Дипломат уже предложил Москве взаимно отменить визовый режим, а свою страну назвал альтернативой малодоступных сейчас для россиян европейских курортов. «Не думаю, что где-то в Европе могут быть такие пляжи. Это как раз та самая причина, по которой я всегда приглашаю россиян в Сьерра-Леоне. Пусть они увидят все это своими глазами», – сказал он в интервью «РИА Новости».

«Я в Сьерра-Леоне не был, но слышал, что пляжи там и правда красивые, – комментирует Дмитрий Арутюнов. – Но я также слышал, что там беднейшая инфраструктура. Поэтому одного желания «приезжайте к нам» недостаточно. Если уж турист платит 1000 долларов за перелет (а я не думаю, что билет в Сьерра-Леоне будет дешевле), то инфраструктура в стране должна соответствовать уровню наших не самых бедных туристов».

Эксперт уверен, что неготовность к приему массового туриста принесет больше вреда, чем пользы. В качестве примера Арутюнов привел запущенные в 2018 году из России чартеры в Гамбию. Ее инфраструктура оказалась не готова к пакетному туризму, и программу, которая анонсировалась на девять месяцев, свернули уже через пять недель. «Массовые поездки в Гамбию тогда стали просто антирекламой этого направления», – сказал представитель туркомпании.

Сколько стоит тур в Африку

Если рассматривать страны южнее Сахары, а не Египет в рамках пакетных туров, то Африка сейчас – недешевое направление. Но при этом у авиакомпаний часто бывают выгодные спецпредложения. Если в среднем билет из России в наиболее популярные страны континента обойдется в $1000 (96 тыс. руб.), то в рамках акции цена может опуститься до 50–60 тыс. руб. за полет туда-обратно.

«А уже на месте все зависит от программы. Но тысячу или полторы тысячи долларов на человека я бы закладывал, – говорит Арутюнов. – Конечно, если просто залечь на пляже на Занзибаре в отеле «2 звезды» и никуда не выходить, то тут можно уложиться и в $1000 на человека».

Туристка в деревне масаи в Кении

Для въезда в Кению каждому путешественнику нужно заплатить около 5000 рублей

Alexey Kuznetsov/Shutterstock/Fotodom

Павел Неон считает, что стандартный тур в Африку – с сафари в Кении, ЮАР или Танзании, а после с отдыхом на пляже на Занзибаре или в Момбасе – будет стоить в среднем 3000 евро на человека (около 318 тыс. руб.). «Но многое зависит от цены билета: если удастся поймать удачный тариф, то будет подешевле», – говорит он.

В любом случае, считает Неон, запуск в Африку прямых регулярных рейсов послужит толчком к развитию туризма, так как даст определенную экономию в плане авиаперевозки. А по мере расширения маршрутов россияне будут открывать для себя новые африканские страны.

К примеру, в Ethiopian Airlines помимо традиционных для россиян африканских направлений – Сейшелы, Занзибар, Кения – видят большой потенциал и у других стран континента, в первую очередь Мадагаскара, Кабо-Верде, Анголы. «Европейские туристы давно освоили эти направления, для россиян же это пока суперэкзотика, но интерес уже заметен», – отметили в авиакомпании.

Вряд ли Африка в ближайшее время превратится для россиян во второй Ближний Восток или вторую Азию. Хотя в некоторых ее государствах инфраструктура уже если не превосходит, то находится на уровне конкурентов. И инвестиции в туристическую сферу Африки в последние годы идут колоссальные. Например, в небольшой Руанде построены два отеля сети One&Only – столько же, сколько в Дубае. А на Занзибаре недавно открылся отель итальянской сети Emerald – до сих пор гостиницы этого бренда были только на Мальдивах.

«Сейчас рассматривать Африку как альтернативу другим направлениям можно лишь в редких случаях. Например, если речь идет о пляжном отдыхе на Занзибаре в сравнении, скажем, с Пхукетом или Шри-Ланкой, – считает Павел Неон. – Все-таки в Африке пока нет той инфраструктуры и сервиса, к которым мы привыкли в Азии, а туруслуги стоят дороже из-за отсутствия массовости. В общем, миллионы туда не поедут».

Но это даже хорошо, потому что, как говорят эксперты, прелесть Африки в том, что там вы больше находитесь наедине с природой, а не с миллионами.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".