10 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Педагогическое

Если представить, что наше общество — это школьный класс во главе с учителем, можно сделать полезные выводы

Есть такой полемический — точней, демагогический, — прием: всякий раз, как упомянешь общественное равнодушие, недостаток гражданских активистов, дух скорбной обреченности или ликующей лояльности, — какой-нибудь защитник масс, как правило, нанятый, тянет с кислым видом: да-а, либералы, не повезло вам с народом… пичалька! Вы в постыдном, маргинальном меньшинстве — так и мотали бы отсюда, пока можно. Ведь мы запросто сделаем так, что будет нельзя, вон уже и фейковую новость запустили о законопроекте, согласно которому нельзя будет выезжать за границу. И многие поверили. А пока можно — ищите народ по себе, потому что с нашим у вас явно ничего не получится: мы попробовали в девяностых, и нам не понравилось.

Этой демагогией сопровождаются споры о жизни и смерти Немцова, о российской социологии с ее непоколебимыми 85 процентами запутинцев, о майданах и антимайданах, о фашизме и рашизме — не повезло-о, не повезло с народом… Так кого проще выгнать — вас или 85 процентов?

Да нет тут никакого особого невезения, есть некоторая путаница в понятиях. Если подойти к школьному классу с точки зрения чистой социологии либо неразборчивой, примитивной статистики, — учащиеся в нем составляют явное большинство, их даже больше, чем 85 процентов. А учитель — совершенный маргинал, он всего один на тридцать агрессивно-непослушных людей, в которых гормон бурлит. Да, они пока не читали Тургенева и не разбираются в теории относительности. И че? Живут без этого и прекрасно себя чувствуют. Есть маза, что им вся эта теория вообще никогда в жизни не пригодится — не потому, что они намерены посвятить жизнь ручному труду, а потому, что для эксплуатации ресурсов Эйнштейн с Тургеневым вообще без надобности. Сырьевая рента есть, и че? То, что учитель читал Джойса и умеет интегрировать, не делает его лучше. Нечего и пояснять, что его стремления противоположны стремлениям класса. Классу хочется веселиться. Как сказал другой шибко умный, «мы бузотеры с разрешения всех святых». Классу хочется бузить, плеваться жеваной бумагой и откручивать головы голубям, а в свободное время «ашники» любят подраться с «бэшниками». Учиться хотят только ботаны, они не обладают нашими традиционными добродетелями. Учителю, понятное дело, хочется учить, но он ничем не доказал своего права это делать, поэтому пусть он убирается из класса и ищет себе другую аудиторию. С ценностями этой аудитории его принципы слишком сильно расходятся.

Что из этого следует? Ничего ровно. Бывают классы получше, повоспитанней, а бывают педагогически запущенные, но безнадежных не бывает. Точней, педагогическая наука так же запрещает нам признавать учащихся безнадежными, как медицина не рекомендует сообщать больному о безвыходности его положения. При виде врача должно становиться лучше. Сравнение с врачом, пожалуй, тоже резонно: больные всегда в большинстве, врач один на несколько палат, и укол — не самая приятная процедура, так что ценности у больных и врачей тоже разные. Больной хочет выпить, а врач говорит — нельзя. Он, наверное, много об себе понимает, и лучше мы тут сгнием всей больницей или сопьемся всем классом, потому что масса права безоговорочно, а всяким тут умникам просто не повезло с пациентами.

Это нормально. И следует из этого только одно: иногда в обществе, что говорить, случается временное помешательство. В нем забывают, что врачей всегда меньше, чем больных, а учителей раз в тридцать меньше, нежели учащихся. Просто социальная роль интеллигенции заключается не только в том, чтобы протестовать, но также в том, чтобы учить и лечить; и если класс выгоняет учителя из школы — а такое бывает, педагогика знает тысячи подобных примеров, — учитель просто непрофессионален, вот и все. Ученики забыли, что им положено учиться, это их вина, распущенность и запущенность, и надо им напомнить, зачем мы все тут собрались. Надо, может быть, всем вместе спеть песенку — «Если б не было школ, до чего человек бы дошел? Рвал зубами бы мясо сырое и на первое, и на второе». А учителя забыли, что им положено учить, то есть внедрять в умы разумное и доброе. Для этого, конечно, желателен доступ на федеральные каналы — но надо учесть, что доверия к федеральным каналам в обществе давно нет.

Просто у нас, будем откровенны, очень мало людей, умеющих говорить ясно и убедительно. Их мало везде, в том числе в провластном лагере. Когда, например, Сергей Доренко рассказывает, как надоели украинцы, и посылает их известно куда, — смешно напоминать ему в ответ, как он и его коллеги год не говорили почти ни о чем, кроме украинцев. «Кто к кому привязался», как сказано в «Фаусте»? А многие ли сегодня способны дельно, аргументированно и весело возражать фейковой, спустя рукава сделанной госпропаганде, талантливо высмеивать ее и, главное, внедрять в умы собственные ценности? Учитель — это профессия. Их, учителей, специально учат завоевывать трудный класс умными и циничными зачастую методами, я преподаю давно и умею это делать, и вы научитесь, если захотите. Надо наметанным глазом находить изгоя и переманивать его на свою сторону, ибо он уязвим и нуждается в защите, а если вы защитите и приподнимете травимого, у вас появится союзник. Надо находить активных и умных, кому скучно просто бузить, и привлекать их к увлекательной работе. Надо, если припрет, показывать физические опыты и химические фокусы. Надо отращивать харизму, если Бог не дал. Иначе класс будет свистеть, топать и хрюкать, а вы — бегать к завучу за помощью. А ученики не уважают завуча. Боятся, но не уважают. Если школьники забыли, что они школьники, — это беда. Но если учитель забыл, что он учитель, и не умеет вести себя так, чтобы при его появлении хотелось встать, — это беда учителя, и в утрате общественного ролевого разделения виноваты обе стороны. Что получается в таких случаях — внятно рассказывает фильм «Репетиция оркестра», где музыканты дружно скандировали: «Мы оркестр террора, на мыло дирижера!».

Им пришлось потом, если помните, сыграть красивую музыку Нино Рота. Но случилось это уже на руинах.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK