17 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Простого управленца легче уволить, чем избранного мэра

Глав городов и районов будут назначать сверху

В Государственную думу внесен законопроект, отменяющий прямые выборы мэра и городских депутатов в крупных городах и вводящий районного сити-менеджера. Изменения могут коснуться федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст законопроекта опубликован на сайте нижней палаты парламента, его рассмотрение в первом чтении пройдет 15 апреля.

В пояснительной записке говорится, что в послании президента Путина Федеральному собранию в конце 2013 года был призыв реформировать систему местной власти. Она должна стать сильной, независимой, финансово состоятельной и подконтрольной населению. Через неделю после послания Путин на пресс-конференции сказал, что жители городов должны иметь право выбирать мэра.

Один из авторов законопроекта, сенатор Степан Киричук сообщил, что сейчас в России 67 городов с районным делением, большинство из них – областные центры, и реформа местной власти может коснуться только их.

Законопроект внесли депутаты из партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и член Совета Федерации Степан Киричук.

Округа станут двухуровневыми 

Крупные городские округа авторы законопроекта предлагают сделать двухуровневыми: в них появятся внутригородские районы. В них представительные органы будут формироваться из глав поселений в составе этого района и из городских депутатов. Депутаты будут избираться представительными органами поселений из своего состава.

Уровнем ниже, в городском округе, представительный орган предлагают формировать из состава таких же органов внутригородских районов. Горожане смогут выбирать только делегатов районного совета, которые сформируют общегородской совет. Совет будет выбирать главу округа и своего председателя из своего состава.

В парламенте городского округа будет равная норма представительства, не зависящая от того, сколько людей живет в районе. То есть, районы, в которых живет 60% населения и 10%, будут представлять, например, по два депутата.

Главой местной администрации будет сити-менеджер, нанимаемый по результатам конкурса на срок от 2 до 5 лет. Он будет заниматься хозяйственными вопросами.

Система хороша только для войны 

Эксперты считают, что предложенные меры не помогут бороться с коррупцией и неподконтрольностью местных властей, а наоборот, сделают их деятельность менее прозрачной.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии, считает, что после того, как осенью на выборах мэра в Екатеринбурге и Петрозаводске победили кандидаты от оппозиции, Кремль забеспокоился и пытается не допустить роста их влияния.

Идея с отменой выборов местной власти – это почти 20-летняя мечта сторонников вертикальной власти в России, говорит Дмитрий Орешкин, политолог, ведущий научный сотрудник Института географии РАН. «Такая система повторяет военную систему руководства и хороша, только когда идет война. Сначала у Путина были в подчинении 85 губернаторов, а по законам менеджмента, управлять больше, чем 8-9 подчиненными, очень сложно. Он начал с введения 8 федеральных округов, которые уже управляют субъектами федерации. Дальше идут губернаторы, под ними городская и районная власть. Но в мирной жизни людям самим виднее, как им жить, и они пытаются вести себя, как хотят».

Однако в предложении законодателей есть и позитивная мера, считает политолог Хомяков: «В крупных городах исполнительная власть на районном уровне будет формироваться из состава выбираемых депутатов. В этом случае те, кто управляет городом, уже будут знакомы с проблемами своего района, в отличие от приехавшего из Тюмени в Москву мэра Собянина. Но пока непонятно, коснутся ли все эти изменения Москвы и Санкт-Петербурга».

Появление сити-менеджеров не улучшит ситуацию. Избранный мэр должен отвечать за все, что происходит в городе, иначе смысла в его победе на выборах нет,  уверен Валерий Хомяков.

Кто займется реальными делами 

Дмитрий Орешкин утверждает, что институт сити-менеджеров — это не способ улучшить управление городом, а еще один инструмент встроить мэров в государственную вертикаль.

«Областная столица — обычно самый большой город, в котором живет обычно больше трети или даже половина населения, производящая больше половины ВВП этого региона. Им распоряжается городская элита, которая не хочет отдавать деньги в другие части области или страны. По 12-й статье Конституции, городской начальник не является подчиненным губернатора, в отличие от местной прокуратуры, МВД, судей.

Власти уже долго ищут путь изменить это. В начале нулевых в Думе была идея понизить уровень самоуправляемости с городского до районного, тогда Конституцию не пришлось бы менять, и районы бы сами решали, в какой цвет красить лавочки. Это не получилось воплотить в жизнь, потому что города не хотели терять свои полномочия и стали сопротивляться.

Вторая идея — оставить мэра при его официальном статусе и обязанности поздравлять ветеранов с 9 мая, а реальными делами будет заниматься сити-менеджер, которого назначает и увольняет губернатор при одобрении городского парламента либо депутатов Городской думы»,— говорит Орешкин.

В декабре в Госдуму был внесен законопроект об отмене института сити-менеджеров. По мнению автора инициативы, депутата от «Справедливой России» Михаила Сердюка, управление городским районом по контракту противоречит принципу выборности местных властей.

В России сити-менеджмент появился в 2003 году. Тогда в законодательство внесли схему, по которой городскую администрацию может возглавить наемный управляющий. Это возможно как при прямых выборах мэра, так и при его выборах из числа депутатов. Это сделано для того, чтобы глава города занимался политикой, а экономикой — профессиональный управленец. Если он неэффективно управляет своим районом или городом, его легче поменять, чем избранного мэра.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK