28 апреля 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России
Наука и Технологии самолеты Ту‑214

"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

После того как в 2020-м Ту-154 авиакомпании «Алроса» выполнил последний пассажирский рейс, полетать на самолетах Туполева россияне могли лишь за границей. На родине эти лайнеры использовали только военные и специальные службы. В начале февраля авиакомпания Red Wings вернула в коммерческую эксплуатацию один из своих законсервированных Ту-214, на котором перевозчик совершал рейсы до 2017 года. О возвращении легендарного бренда в российское небо и его перспективах – в материале «Профиля».

Самолет ТУ-214

© Егор Алеев/ТАСС

Содержание:

Шампанское и шоколадки

Первый в России с 2020 года коммерческий рейс самолета марки Ту выполнил Ту-214 (бортовой номер RA-64518) авиакомпании Red Wings. Вечером 2 февраля лайнер совершил полет из подмосковного Жуковского в Сочи.

В аэропорту Адлера новый самолет, как и полагается, встретили воздушной аркой. «Мы рады, что первый пассажирский рейс обновленного российского Ту-214 выполнен именно в Сочи», – говорится в сообщении воздушной гавани. Ту-214 привез в Сочи 177 пассажиров, загрузка составила около 90%.

Блогер-путешественник Иван Герасименко описал полет так: «Рейс прошел гладко. Вентиляция работала хорошо. В Сочи прилетели вовремя. При посадке аплодировал один человек». Пассажир отметил новизну салона, однако обратил внимание, что багажные полки меньше привычных: «Ручная кладь с нормальными размерами (до 55 см в высоту) влезла в полки тютелька в тютельку».

Не обошлось без небольшого инцидента. Как пишет Герасименко, «через несколько минут после взлета у соседей вывалились кислородные маски», но после набора высоты «пришел бортмеханик и засунул всё обратно». Также возникали проблемы при обращении командира судна по громкой связи: «его попросту не было слышно». Но зато, по словам блогера, «всем разносили интеллигентный набор: шоколадка+игристое».

«Еще из нетипичного: непонятные «светодиодные» табло в проходах, олдскульная розетка и новые пепельницы в дверях туалета. Они-то зачем?» – удивляется Герасименко (последний рейс, на котором можно было курить, в России был совершен 30 марта 2002 года).

Самолет ТУ-214

Первый пассажирский рейс Ту-214, после восстановления летной годности

Пресс-служба аэропорта Сочи/ТАСС

Долгая дорога в небо

Ту-214, прилетевший в Сочи, не новый: он был построен на Казанском авиазаводе в 2009-м и до 2015 года эксплуатировался «Трансаэро». После ее банкротства лайнер попал в Red Wings, где летал до 2017-го, пока перевозчик не вернул самолет лизинговой компании ИФК, после чего он отправился в Казань – как казалось тогда, на вечное хранение.

Как на российской гражданской авиации сказался год, проведенный под санкциями

Но в конце 2022 года из-за западных санкций, веденных против российской авиации, Red Wings объявила, что решила восстановить несколько своих законсервированных самолетов Ту-204/214, на которых летала до 2017–2018 годов.

Первым на завод-изготовитель – Казанское производственное авиационное объединение имени Горбунова (КАПО) – отправился борт RA-64518. Работы по его восстановлению и обновлению длились практически год. В сентябре 2023-го лайнер отправился на покраску в Ульяновск, а затем вернулся в Казань. К слову, самолет окрашен не в фирменные цвета Red Wings, а в корпоративную ливрею Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК): фюзеляж украшает огромная надпись «Ту-214».

20 декабря Росавиация выдала лайнеру новый сертификат летной годности, пока сроком на восемь месяцев, и под самый конец года он прибыл в Жуковский, где его в торжественной обстановке передали Red Wings. «После модернизации мы фактически получили уникальный самолет с новым салоном, который рассчитан на 194 пассажирских кресла. Наш расчет – на удобство для пассажиров и летного состава», – заявила авиакомпания после первого рейса.

Единственная «Тушка»

Восстановленный Ту-214 сейчас фактически единственный в России летающий пассажирский лайнер марки Ту. Коммерческих перевозок на самолетах этого конструкторского бюро не было последние три года. Последний рейс с пассажирами лайнер Туполева выполнил 20 октября 2020-го: это был Ту-154 авиакомпании «Алроса», который доставил 141 пассажира из Мирного (Якутия) в Новосибирск.

Тот «последний» Ту-154 с бортовым номером RA-85757 до сих пор стоит в новосибирском аэропорту Толмачево, хотя еще в 2021-м была информация, что лайнер выкупил владелец омского аэродрома имени Егора Летова в Поповке Александр Анисимов. Он собирался перегнать самолет в Омск и создать на его базе музей гражданской авиации.

К слову, там же, в Толмачево, находится и Ту-134 с бортовым номером RA-65693, которому суждено было стать последним самолетом этой модели, выполнившим коммерческий рейс в России. 22 мая 2020-го он перелетел из Мирного в Иркутск, откуда затем отправился в Новосибирск, где и встал на вечную стоянку в Музее истории авиации аэропорта «Толмачево».

Собственно, с 2020 года обычные россияне на самолетах марки Ту могли полетать только за границей, например, в Северной Корее, где национальная авиакомпания Air Koryo эксплуатирует два лайнера Ту-204. На родине же самолеты Туполева либо перевозили грузы (например, два Ту-204 в ливрее «Почты России»), либо использовались специальными службами – «Роскосмосом», МЧС, Минобороны, а также специальным летным отрядом «Россия», который обслуживает высших лиц государства и правительственные делегации.

Новый старый самолет

Разработанный в конце 1980-х – начале 1990-х годов Ту-204 (а затем и его модификация Ту-214) к началу 2000-х должен был заменить вырабатывающие свой ресурс основные среднемагистральные самолеты Советского Союза – Ту-154. Но проекту не повезло – СССР развалился.

После того как в 90-х российским перевозчикам открылся западный авиационный рынок, они предпочли заказывать поддержанные иностранные самолеты. А если в парки крупных авиакомпаний и попадали отечественные лайнеры, то владельцы спешили от них избавиться: либо продавали (как, например, S7), либо передавали дочерним компаниям (как, например, «Аэрофлот»). Та же «Трансаэро» в 2000-х заказала два Ту-214 только ради того, чтобы сохранить скидку на пошлину при покупке американских Boeing.

«Причиной нежелания эксплуатировать этот самолет были его конструктивные особенности, – говорит авиаэксперт, председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. – В первую очередь, недостатки бортового радиоэлектронного комплекса, который предполагает наличие третьего члена экипажа, в то время как западными лайнерами управляли два пилота. Также самолет был перетяжелен, он потреблял больше топлива, чем его зарубежные аналоги».

Нам бы в небо: какой дальнемагистральный самолет ждут российские авиаперевозчики

Все это, говорит Синицкий, негативно влияло на экономику: эксплуатировать наши лайнеры было дороже, чем иномарки. Плюс проблемы с послепродажным обслуживанием. После того как на завод «Авиастар» в Ульяновске, который выпускал Ту-204, в 2006-м перенесли производство военно-транспортных самолетов Ил-76, предприятие полностью сосредоточилось на них. Что же касается Казани, где производились Ту-214, там больше были заняты модернизацией и производством ракетоносцев Ту-22М и Ту-160, а не пассажирскими лайнерами, заказы на которые можно было пересчитать по пальцам. «Грубо говоря, ни в Ульяновске, ни в Казани просто не было рук, чтобы серьезно заниматься этими проектами и доводить их до ума», – говорит эксперт.

Не везло новым Ту-204/214 и с авиакомпаниями, приобретавшими такие лайнеры: практически все банкротились, причем нередко еще до того, как заказанные самолеты поступали в парк. В их числе, например, «Внуковские авиалинии», которые стали одним из первых заказчиков Ту-204. Также ушли с рынка «Красноярские авиалинии», «Омскавиа», «Дальавиа», «Кавминводыавиа», да и сама «Трансаэро», бывшая когда-то крупнейшей частной авиакомпанией страны (по числу пассажиров и размеру флота уступала только «Аэрофлоту»).

Долгое время крупнейшим в стране эксплуатантом лайнеров Ту-204/214 являлась как раз Red Wings (до 2007 года назвалась «Авиалинии 400»). В середине 2010-х в ее парке насчитывалось восемь таких самолетов. Но с 2017-го перевозчик начал их, а также лайнеры «Сухой Суперджет», постепенно выводить из флота и пересаживаться на Airbus. После того как в 2022 году российские авиакомпании из-за санкций лишились возможности покупать иностранные самолеты, Red Wings пересмотрела стратегию.

Перевозчик избавился от Airbus и сделал заказ на новые «Суперджеты». Сейчас парк авиакомпании состоит из 19 лайнеров SuperJet 100 и трех Boeing-777, доставшихся ей от «ИрАэро». В конце 2022-го представители Red Wings заявили, что в ближайшие два года вернут в эксплуатацию отправленные в 2018 году на вечное хранение четыре самолета Ту-204/214.

Как ожидается, в 2024-м Red Wings получит еще один восстановленный Ту-204. Что же касается Ту-214, то в Сочи он сделает еще несколько рейсов, а затем будет летать из московского аэропорта Домодедово в Ереван (Армения) и Батуми (Грузия), а позднее – в Тель-Авив (Израиль).

Самолет ТУ-214

Самолет ТУ-214 в ангаре самолетостроительного завода (2006г.)

ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева

Третий лишний

Главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что в новых экономических реалиях некоторые недостатки Ту-204/214 (типа повышенного расхода топлива) могут быть нивелированы, например, более низкими лизинговыми платежами или более дешевыми запчастями, которые для иностранных лайнеров из-за падения курса рубля и сложной логистики подорожали в разы.

«Вот наличие третьего члена экипажа, бортинженера – это проблема, потому что летный состав для авиакомпании – это дорого. Да плюс еще этих бортинженеров надо найти», – добавил Гусаров.

Неслучайно именно таким было одно из основных пожеланий «Аэрофлота» к авиапроизводителю. «В части Ту-214 у нас однозначно будут требования по переходу или приведению его к двухчленному экипажу. Это сложновыполнимая задача для производителя, но мы это требование не снимем и будем на нем настаивать», – заявлял в конце 2022 года в интервью РБК гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский.

Как российская авиация пережила 2023 год, и что ее ждет в 2024-м

Сможет ли производитель исполнить требование перевозчиков – вопрос открытый. Тем не менее «Аэрофлот» уже сделал заказ на 339 самолетов отечественного производства. Из них 40 составят как раз Ту-214. Остальные – это 270 самолетов МС-21 и 89 «Суперджетов».

Всего, согласно инвестпрограмме российского правительства, к 2030 году в стране должны выпустить более 600 отечественных самолетов. Из них Ту-214 – 115 штук, МС-21 – 270 лайнеров, «Суперджеты» – 142, а также семьдесят Ил-114 и двенадцать Ил-96-300. В их производство планируют вложить 865,6 млрд рублей.

Воплотить в жизнь столь амбициозные планы будет крайне сложно. «Тут простая арифметика. За 30 лет два завода выпустили менее ста Ту-204/214. Фактически производили по три самолета в год. А теперь планируется, что за шесть лет они соберут 115 лайнеров, то есть будут выпускать по 20 самолетов в год. Такого ускорения авиационная промышленность еще не знала», – говорит Роман Гусаров.

Эксперт считает, что заводы соберут еще «пару десятков» самолетов моделей Ту-204/214, на которых российские перевозчики долетают до начала действительно массового производства лайнеров МС-21 (по плану первые поставки серийных моделей с российскими двигателями «Аэрофлоту» должны состояться уже в этом году).

«Самолеты Туполева хоть и хороши, и отвечают многим современным требованиям, но все-таки эти модели родом из СССР. Разработке уже больше тридцати лет, и, конечно, они не могут соревноваться с современными моделями. Поэтому, когда появится МС-21 – та же ниша, тот же класс, что и Ту-204, но намного современнее и экономичнее в эксплуатации, – многие отдадут предпочтение ему», – уверен Гусаров.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».