19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Американские кредиты для мировой войны
кредиты Общество Россия США

Американские кредиты для мировой войны

США до 1917 года оставались крупнейшей экономикой мира, не вовлеченной в Первую мировую войну. Экономический потенциал Штатов уже тогда внушал уважение даже самым развитым державам Европы. Неудивительно, что с началом конфликта через Атлантику пошел вал военных заказов.

В стороне не осталась и царская Россия – за два года войны доля США в русском импорте на фоне падения торговли с иными странами выросла почти в пять раз, превысив 60%.

В Америке царские власти размещали внушительные заказы и закупали широчайший ассортимент товаров – от миллионов винтовок до уникальных турбин, от солдатских ботинок до новейших паровозов. Естественно, сразу возник вопрос и о возможных кредитах – американские банки были богаты, а Российская империя остро нуждалась не только в военной продукции, но и в валюте.

Проникнуть на рынок долларов еще с конца XIX века мечтал С. Ю. Витте. Однако весомую долю в денежном секторе США занимали банкиры-евреи во главе с Якобом Шиффом (крупнейший инвестиционный банк Америки той эпохи Kuhn, Loeb & Co, а также широко известные и сегодня Goldman Sachs и Lehman Brothers) – эти воротилы финансового бизнеса относились враждебно к царской власти по причине существовавших в России до 1917 г. законодательных ограничений для лиц иудейского вероисповедания.

Воюющий Петербург, однако, не оставлял надежды пробиться к американским миллионам. Тем более что у царского Минфина имелся в Нью-Йорке подходящий и грамотный представитель, действительный статский советник, то есть гражданский генерал, Григорий Абрамович Виленкин. Сын богатого еврейского коммерсанта (купцы 1‑й гильдии освобождались от ограничений, налагавшихся законами Российской империи на иудеев), он сделал блестящую карьеру в царском Минфине.

В Штатах Виленкин женился на дальней родственнице всемогущего банкира Шиффа и пытался выбить у американских финансистов кредиты для воюющего Отечества – родной брат Виленкина с 1914 г. сражался на фронте и стал полным георгиевским кавалером. Однако успехи царского агента оставались скромными, хотя начало было обнадеживающим – уже в октябре 1914 года удалось получить краткосрочный кредит National City Bank на $5 млн.

В январе 1915 года банкирская группа Джона Пирпонта Моргана, второго крупнейшего инвестора США и основного конкурента Якоба Шиффа, предоставила России краткосрочный кредит на $25 млн. К лету 1915 г. на американском рынке заняли еще $15 млн, но это были сущие гроши – по оценкам царского Минфина, для оплаты военных заказов в Штатах требовалось занять порядка $600 млн. Опытный Виленкин считал такой крупный заем невозможным – банкиры Моргана соглашались дать максимум $100 млн, но только под залог акций российских железных дорог. Отдавать американцам контроль над ключевыми элементами инфраструктуры в царском Минфине сочли «несовместимым с достоинством России как великой державы».

Лишь летом 1916 года удалось получить на три года $50 млн от National City Bank. Сумма в масштабах воюющей державы вновь была невелика, а срок краток, но выбирать не приходилось. В ответ царская Россия оказала американцам почти беспрецедентную любезность – разрешила открыть филиалы National City Bank в Петрограде, Москве и Владивостоке. Ранее из всех иностранных банков мира открыть филиал в России разрешили только французскому Credit Lyonnais – еще в XIX в., когда царская власть остро нуждалась в больших кредитах Парижа.

Итоги усилий царских финансистов за океаном оказались скромными – американские кредиты составили менее 13% от стоимости размещенных в США русских заказов. Остальное приходилось оплачивать живыми деньгами и золотом. Накануне Февральской революции статский советник Виленкин докладывал в Петербург: «На возможность новых займов рассчитывать не приходится… Если американцы и дадут деньги, то лишь промышленным предприятиям с установлением своего контроля над ними».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».