17 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. «Экономические проблемы россияне воспринимают как непогоду, к которой нет смысла готовиться»
Общество

«Экономические проблемы россияне воспринимают как непогоду, к которой нет смысла готовиться»

Этой весной заметно уменьшилось количество россиян, считающих, что в стране экономический кризис. Настроения в обществе оптимистичные: все ждут, что сейчас перестанут расти цены и улучшится ситуация в экономике. Однако никто не торопится доставать кубышки и безудержно тратить накопленное.

Россияне забыли о кризисе

В апреле индекс потребительских настроений, который Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) замеряет по заказу Центробанка показал, что все больше россиян ждут, что цены замедлятся, а ситуация в экономике улучшится. Растут ожидания того, что увеличатся доходы, и можно будет и тратить, и сберегать.

Оптимизм россиян может быть связан с тем, что их внимание было приковано не к экономическим событиям, а к международной политике. Россия весной выступала в роли возрождающейся империи, страны-победительницы на Олимпиаде, считает руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов.

«На фоне последних внешнеполитических событий, которые россияне трактуют как «победы» России, кризисные ожидания и оценки снизились», — говорит директор проектов ФОМ Людмила Преснякова. «В массовом порядке россияне не говорят, что готовятся к кризису. Дело в том, что сейчас еще продолжается эйфория от «побед» России — от успеха на Олимпиаде до присоединения Крыма. При этом обещанные западные санкции оказались не страшными и пока напрямую простых россиян не касаются».

Экономические санкции Запада против России рассматривались населением как «пугалки», не связанные с реальными ограничениями развития страны, и то, что Крым получит большие дотации, почти не вызвало недовольства. Этого просто не заметили на фоне «великих свершений» марта-апреля.

В мае не было свежих замеров про кризис, так как пока нет ощущения, что он остался в повестке массового сознания, полагает Людмила Преснякова. «Пока продолжается эйфория, она потихоньку идет на спад, но закончится нескоро при условии сохранения текущей ситуации. Если в экономике случатся резкие перемены, то, возможно, иллюзии рассеются быстрее».

Кризис не забыл о россиянах

Ко 2 июня инфляция, по замерам Росстата, с января разогналась до 4,2% — за аналогичный период прошлого года она доросла до 3,1%. Годовая инфляция выросла до 7,6% и превысила прогноз Минэкономразвития. МЭР ожидает, что в июне годовая инфляция достигнет 7,7-7,8%.

В I квартале рост розничных продаж продолжался, несмотря на то, что реальные доходы населения снизились. Минэкономразвития связывает это с увеличением спроса на товары длительного пользования: россияне пытаются защититься от девальвации рубля и ускорения инфляции. В апреле в Москве, по данным Росеестра, зафиксировано на 30% больше сделок с жилой недвижимостью, чем в апреле 2013. Та же тенденция заметна и в других городах. Но спрос на услуги упал, снижается и потребительская активность в целом.

В апреле номинально повседневные потребительские расходы снизились на 7% по сравнению с мартом и вернулись на уровень февраля. С учетом потребительской инфляции можно говорить о снижении реального повседневного потребления на 10% за год, говорится в исследовании РОМИР. Рынки продуктов питания и товаров повседневного спроса продолжают снижаться.

Когда респонденты говорят об экономическом кризисе, они, как правило, имеют в виду то, что происходит с ценами на товары и услуги, безработицей и курсами валют, говорит Степан Львов. «Но колебания курсов валют, с точки зрения экономистов не говорят о том, что наступил экономический кризис. Например, в апреле мы зафиксировали, что для населения проблема номер один — это рост цен. Эта проблема, которая может быть индикатором таких ожиданий, первый раз вышла на первое место. До этого, в 2012-2013 людей больше всего волновали проблемы ЖКХ, еще раньше — коррупция и бюрократизм, уровень жизни населения, примерно четыре-семь лет назад — наркомания и алкоголизм».

По словам Людмилы Пресняковой, когда люди говорят об экономическом кризисе, они имеют в виду, что им не хватает зарплаты. «Так говорят чаще те даже, кто ипотеки себе позволить не может. Это реакция наименее обеспеченных слоев населения на свою неудовлетворенность уровнем жизни, когда, с одной стороны, низкие доходы и быстро растущие цены, с другой».

«Как ни странно, население не связывает экономические проблемы с политическими, в отличие от интернет-среды, где часто встречаются мнения вроде «бюджетникам не повысили зарплаты, потому что страна готовилась к олимпиаде в Сочи», говорит Степан Львов.

«Такое явление как кризис — как и большинство экономических явлений, ту же инфляцию — сограждане в большинстве своем воспринимают в фаталистическом ключе, как некое неподконтрольное им, практически «природное» явление, бороться с которым, тем более готовиться к которому, бесполезно. Граждане даже инфляцию особо в планы не закладывают – потому что и слишком это сложно, и все равно она как фон присутствует. Готовиться к кризису – значит, что-то планировать, а этого население не делает. У нас народ если планирует бюджет, то на короткие сроки – основная часть до 3 месяцев»,- полагает Преснякова.

Косвенный показатель того, что население воспринимает ситуацию как неопределенную — то, что среди россиян, которые откладывают доходы, по-прежнему больше всего тех, кто копит на «черный день» — 27%, по опросам ВЦИОМ. Норма сбережений в I квартале, по официальным данным, снизилась до исторического минимума — 5,4% (10,2% в среднем за 2013). В 2013 42% считали, что для них и их семьи ситуация благоприятная, а в 2009 было 24%. 22% респондентов заявляли, что смирились с тем, что им пришлось отказаться от прежнего образа жизни. 19% населения не строят планы на будущее, 44% планируют все только на 2-3 месяца вперед, потому что ситуация в стране нестабильна. В 2010 доля тех, кто не строил планы, была на 4% больше.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».