20 января 2019
USD EUR
Погода
Москва

Онлайн-образование наступает на пятки классическим вузам

Shutterstock/Fotodom

Способность к самообразованию – то, что наверняка отличает незаурядных людей. Никогда еще они не имели столько возможностей раскрыть свой потенциал, как в цифровую эпоху. Развитие онлайн-образования – естественный тренд, помогающий попробовать себя в самых разных сферах и выбрать что-то действительно свое. Но как это повлияет на работу традиционных вузов?

Профессиональное образование от ведущих вузов и лучших педагогов сегодня можно получить не только в стенах университета. И не только в России, но и за рубежом. К примеру, на Национальной платформе открытого образования, которая начала работу в 2015 году и с тех пор имеет большой успех. На данный момент на площадке представлены 323 бесплатных курса от 13 ведущих вузов страны. «За три года существования платформы на ней зарегистрировалось более 766 тысяч слушателей, – рассказала представитель платформы Елена Ковылина. – Каждый год количество слушателей увеличивается почти в два раза».

На конец 2016 года проникновение онлайн-технологии в российское образование находилось на уровне 1,1% (в денежном выражении), утверждается в исследовании другой образовательной площадки, «Нетология», которое она провела в прошлом году. Однако оно очень быстро развивается, на 17–25% в год. Прогнозируется, что к 2021 году на онлайн будет приходиться уже 2,6%. Наиболее высока его роль в дополнительном профессиональном обучении и в изучении иностранных языков.

«Увеличившийся темп нашей жизни сам диктует формы, в которых человеку удобно и эффективно потреблять контент и учиться, и содержание образования, которое должно соответствовать запросу рынка и самого человека, – считает генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов. – Государственное образование пока не научилось быстро адаптировать преподавательский состав, учебные материалы и образовательные программы под запросы рынка. Но мы уже видим, что даже школьники зачастую делают домашние задания в онлайн-тренажерах».

Время будет у всех

Но ничто не стоит на месте. Одним из итогов уходящего года в образовании стало осеннее заявление ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова о намерении заменить традиционные лекции онлайн-курсами. В стенах вуза студенты будут проводить семинары, лабораторные работы и другие практические занятия. Каждый студент НИУ ВШЭ еще в прошлом году обязательно включал в свой учебный план такой курс.

По мнению ректора, уже через пять лет онлайн-образование может обогнать традиционное. На декабрьской конференции eSTARS 2018 Кузьминов отметил, что за десять лет слушателями массовых онлайн-курсов стали около 60–70 млн человек, по прогнозам, через пять лет их будет около 200 млн. Тогда как вузы всего мира насчитывают приблизительно 150 млн студентов.

Идея ректора понятна, она имеет как несомненные плюсы, так и минусы. Самый очевидный положительный эффект – возможность слушать лекции сильного преподавателя. «Все вопросы, которые задают студенты на лекциях из года в год, можно собрать в отдельном документе или интерфейсе, и если вопрос возникнет, студент может обратиться к этому инструменту и получить развернутый ответ, – отметил Спиридонов. – Остальная работа по сдаче и проверке домашних заданий может быть возложена на лаборантов, которые легко с ней справятся. Лекцию можно пересмотреть в любое удобное время, если что-то будет непонятно или позабудется».

Кирилл Сиротюк/Интерпресс/ТАСС

Кирилл Сиротюк/Интерпресс/ТАСС

Более того, при таком формате у вуза больше нет необходимости в аудитории для лекции, а преподаватель избавляется от рутинной работы, снижается нагрузка, и освобожденное время он может потратить на научную деятельность.

«Мне кажется, что это вполне логичное изменение, говорящее о том, что высшая школа начинает меняться, – считает доцент Забайкальского государственного университета Сила Головатый. – Без революций, используя весь свой интеллектуальный багаж и внедряя новые технологии. Как выпускник одного из подобных курсов, могу отметить, что эффективность обучения в данном случае несильно уступает офлайновому».

По его словам, замена традиционных лекций вряд ли будет иметь минусы в ближайшем будущем, так как каждый – и преподаватель, и студент – получает возможность управлять своим временем. А вот в отдаленной перспективе это грозит тем, что на высшей школе в провинции можно будет поставить крест: студент предпочтет слушать знаменитых профессоров на федеральном и мировом уровнях вместо региональных.

Ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский, напротив, считает, что по крайней мере в ближайшем будущем онлайн-курсы не вытеснят традиционные лекции. «На сегодняшний день онлайн-курсы – это просто новая технология преподавания, у которой есть свои плюсы и минусы, – сказал он. – К первым, безусловно, относится серьезное снижение затрат на передачу знаний одному студенту или слушателю, потому что единожды записанный курс может слушаться сотнями, тысячами, иногда десятками тысяч человек. Среди минусов – отсутствие обратной связи аудитории и преподавателя, что лишает его возможности оперативно видоизменить курс, привести новые примеры».

Не все продолжат работать

Далеко не все вузы, к которым обратился «Профиль», согласились общаться на эту тему. Очевидно, что далеко не все в восторге от этой идеи. Главная загвоздка в том, что экономия, которую получит вуз, может вылиться в сокращение преподавательского состава или их зарплат. «Затронут интересный вопрос. В какой-то мере – да, – признал ректор Российского нового университета Владимир Зернов. – Заработок преподавателей будет зависеть от того, как будет построен учебный процесс».

«На сегодня ставки и зарплата преподавателей рассчитываются исходя из аудиторной, контактной нагрузки со студентами – лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, зачеты, экзамены, консультации, – рассказал доцент кафедры социальной, общей и клинической психологии Российского государственного социального университета (РГСУ) Дмитрий Семенов. – Ставка преподавателей большинства вузов в зависимости от должности варьирует от 700 до 900 контактных часов. В зарубежных вузах эта нагрузка в разы ниже. В случае перевода учебных занятий в видеоформат большинство контактной нагрузки сократится вместе с преподавателями. Количество же студентов, напротив, может увеличиться, так как аудитории для проведения очных занятий будут не нужны. Проверять выполненные задания студентов будут тьютеры (наставники. – «Профиль»), а в дальнейшем – роботы. Думаю, это основной аргумент реформаторов высшей школы относительно введения онлайн-курсов».

Однако Миклушевский считает, что онлайн-курсы приведут к повышению производительности труда преподавателей, а это, как известно, обычно ведет, наоборот, к повышению их доходов.

На прошлогодней конференции eSTARS ректор НИУ ВШЭ отмечал, что замещение офлайн-уроков онлайн-курсами сэкономит 70% стоимости традиционных занятий. Часть средств пойдет на поддержку этих курсов, а оставшиеся деньги будут направлены в науку.

Но с частью преподавателей вузы все равно расстанутся. «Количество ученых-преподавателей, особенно старшего поколения, плохо работающих в интернете, значительно сократится», – уверен Семенов. С другой стороны, «чистка» поможет избавиться от, скажем так, низкокачественных преподавателей, которых в этой сфере тоже немало.

Работа над качеством

Качество онлайн-курсов тоже иногда оставляет желать лучшего, добавил Семенов. Конечно, есть зарубежные исследования, которые доказывают хорошую подготовку студентов, предпочитающих онлайн-обучение. Однако необходим и российский анализ, так как здесь это может иметь обратный эффект.

«В советской системе высшей школы успешно работала заочная форма обучения студентов, в которой учебные материалы доставлялись почтой, – заметил он. – Но это была лишь малая часть высшей школы. И поступить в вуз, в том числе на заочное отделение, было очень непросто. И до диплома многие из поступивших не доходили».

Зернов согласен, что еще предстоит изучить этот вопрос: «Например, давать студентам задачи и смотреть, кто успешнее справится: студенты очной формы обучения или онлайн-курсов. Тогда и станет ясно, какой способ обучения более эффективен. Сейчас еще очное обучение будет эффективнее, потому что студенты очного отделения, как правило, показывают несравнимо лучшие результаты на олимпиадах, чем те, кто обучается онлайн».

Есть и такой немаловажный аспект, как живое общение. Для студентов это не только возможность задать вопрос преподавателю, но и элемент социализации – общение с сокурсниками, приобретение новых друзей. «Известно, что среда живого общения человека формирует личность, позволяет передать опыт в жизни, профессии, науке, искусстве, политике, бизнесе от старшего поколения к младшему», – заметил Семенов.

«Чистый онлайн невозможен для множества профессий и специальностей, – заявил, в свою очередь, Спиридонов. – Любые прикладные навыки, требующие контакта между людьми и аудиторного обсуждения, приобретение сложных физических навыков, определенные математические и технические знания должны преподаваться и усваиваться в офлайн-формате. Поэтому я склонен утверждать, что будущее – за смешанным форматом».

Мечта лентяя

В целом единого мнения о замене лекций онлайн-курсами нет. Одни эксперты отмечают положительное отношение со стороны преподавателей и студентов, другие утверждают об их недовольстве. Объективного опроса пока никто не проводил.

Однако может вызывать опасения, что освободившееся от лекций время студенты будут тратить на что угодно, только не на учебу. «Студенты и сейчас не всегда посещают занятия по причине подработки, – заметил Зернов. – Но есть и другая опасность: существует вероятность, что студенты будут параллельно учиться в двух, трех, четырех вузах, и тут может случиться обратный перекос. В любом подходе нужен разумный компромисс».

«Учеба – это труд, и достаточно тяжелый, – сказал Семенов. – Людям свойственно лениться. Вне реального контроля преподавателями удержать внимание у молодых людей на учебной деятельности крайне сложно. Где будут находиться онлайн-студенты вне стен вуза? Что они будут делать? Прогнозировать невозможно».

Сила Головатый считает, что страхи по поводу иной занятости студентов преувеличены. По его словам, ни один современный вуз не выпускает специалистов, готовых сразу же работать на уровне действующих сотрудников компаний.

«Именно поэтому предприятия стремятся влиять на качество кадров, занимаясь ими еще с первых курсов высших учебных заведений, – заметил он. – Где студент улучшит свои soft skills (с англ. «гибкие навыки». – «Профиль»)? Разве на учебе? Скорее, нет. Самоменеджмент, коммуникации, работа в команде, эмоциональный интеллект, управление временем, решение проблем, критическое мышление, лидерство – эти «гибкие навыки» приобретаются по большей части в реальной жизни, а не за партой».

Владимир Миклушевский с ним согласен: нет ничего страшного в том, что человек потратит время на работу, отдых или дополнительные занятия. «Самое главное, чтобы онлайн-курсы и контрольно-измерительные материалы, позволяющие преподавателю оценить, насколько успешно тот или иной слушатель или студент освоил курс, были качественно сделаны, – сказал он. – В общем-то вся идея с онлайн-курсами как раз и состоит в том, чтобы дать знания в максимально понятной, доступной, сжатой форме, используя современные технологии, такие, как, например, дополненная и виртуальная реальности. Эти технологии просто позволяют интенсифицировать учебный процесс за счет того, что процесс получения знаний становится легче».

Секрет успеха

Онлайн-курсы вузов должны не только соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, но и быть интересными аудитории. Известно, что далеко не все курсы, записанные именитыми профессорами, пользуются успехом. В чем же секрет?

По словам Спиридонова, главную роль здесь играет качественный контент, который ориентирован на получение практических знаний. Кроме того, важно удобство процесса: личный кабинет, возможность пересмотреть вебинары, перечитать сопровождающие презентации. Обязательны домашние задания, так как они помогают закрепить материал. И, конечно, координаторы курса и аспиранты, которые напоминают о домашнем задании, отвечают на вопросы.

Самыми востребованными он-лайн-курсами на Национальной платформе открытого образования являются такие, как «Введение в историю искусства», «Психология», «Управление проектами», а также языковые курсы и курсы по программированию. Как видно, ориентация на самую широкую аудиторию – тоже важный аспект.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK