26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Рубль подешевеет, кредиты подорожают
Общество

Рубль подешевеет, кредиты подорожают

Минфин США ввел санкции против государственных банков: группы ВТБ, Банка Москвы и Россельхозбанка. Теперь компаниям и гражданам США запрещено приобретать долговые обязательства этих компаний или связанных с ними юрлиц на срок более чем 90 дней. Ограничения на работу со Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, Россельхозбанком и институтом развития Внешэкономбанк ввел и Евросоюз.

Эксперты, опрошенные «Профилем», полагают, что стоимость потребительских кредитов может вырасти, но ставки по вкладам необязательно станут выгоднее. Банки могут на какое-то время стать осторожнее и прекратить раздавать кредиты всем подряд, но это может еще больше снизить потребительскую активность населения.

Кредиты и депозиты

Санкции напрямую не затрагивают российских потребителей, нет ограничений на расчеты с ними, нет блокировок — карточек, говорит президент Ассоциации профессиональных коллекторских агентств, бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин. «Для банков закрыт внешний рынок, они просят средства у Центробанка, следовательно, цена денег растет. Это повод для ЦБ повысить ставки, и потребительские кредиты станут дороже»,— говорит он.

Банки, которые попали под санкции, скорее всего, не будут менять свою политику по кредитам и депозитам, считает главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. «Однако им, возможно, придется поднять ставки по обоим типам услуг, потому что банки в течение следующих лет будут полагаться на рефинансирование Центробанка. А ЦБ в июле третий раз с начала года поднял ключевую ставку до 8% годовых. Это значит, что стоимость рефинансирования из Центробанка для банков возрастет», — говорит Девятов.

У банков, попавших в санкционный список, нет проблем с краткосрочной ликвидностью на этот год. То есть, ставки по кредитам могут измениться только в 2015, если санкционный режим не изменится. Насколько изменятся ставки, зависит от того, сколько Центробанк готов заливать денег в экономику, насколько правительство готово расходовать Фонд национального благосостояния и свои резервы, — согласен бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин.

Российские банки не так сильно зависят от международного фондирования, чтобы рынок почувствовал влияние санкций в ближайшее время, — полагает директор по методологии «Рус-Рейтинг» Елена Николаенко. Сейчас банковский сектор больше страдает от ситуации в экономике России, и повышение ключевой ставки Банка России только подтверждает это. Кредитование замедлилось из-за снижения деловой активности в большинстве ключевых отраслей экономики и сокращения числа кредитоспособных розничных заемщиков. Это уже приносит банкам массу проблем (опережающий рост рисков, растущие резервы и списания проблемных долгов как итог снижение прибыли).

Из того, что могут подорожать потребительские кредиты, не следует, что ставки по депозитам тоже вырастут. Санкции означают как минимум удар по фондовому рынку, значит, альтернатив для вложений у людей не так много, — уверен Алексей Саватюгин.

Банки, подвергшиеся санкциям
Сбербанк считает основой своих ресурсов вклады физлиц, эти депозиты составляют около 8 млрд. рублей. С начала года Сбербанк предоставил кредиты на 1 трлн. рублей, из которых около 175 млрд. — частным клиентам. Розничный ВТБ-24 — второй по кредитованию населения и по привлечению вкладов. ВТБ заявил, что выполнит все обязательства перед клиентами, акционерами и инвесторами. Банк Москвы сообщил, что он ориентирован на внутренний рынок, и от санкций его бизнес не страдает. Россельхозбанк пообещал развивать сельскохозяйственный и агропромышленный комплекс, как и раньше.

Есть и противоположная точка зрения. «Теперь банки вынуждены повышать ставки по депозитам, поскольку Запад как источник фондирования отпадает или будет слишком дорогим», — говорит председатель совета директоров инвестиционной компании QB Finance Роман Шпаков. «Повышение ставок по депозитам приведет к повышению ставок по кредитам и еще большему ужесточению требований к заемщику. Мы ожидаем повышения ставок по депозитам на 1-2 процентных пункта к концу года, нельзя исключать и повышения ставки со стороны Центробанка. Так что населению стоит начать более внимательно относиться к своей кредитной истории», — предполагает Роман Шпаков.

Рост стоимости фондирования для банков не стимулирует кредитование и окажет давление на качество кредитных портфелей банков. Теперь заемщикам, в том числе, розничным, будет сложнее рефинансировать текущие кредиты, — считает Елена Николаенко из «Рус-Рейтинг».

Санкции затронули только юрлиц в нефтяном и оборонном секторе, то есть, крупный бизнес. Риски ведения бизнеса в России растут, значит, растут и ставки, в первую очередь, в более рискованных сферах. Малый и средний бизнес как раз от санкций защищен, так что у банков есть повод обратить на них внимание, особенно для тех, кто раньше кредитовал оборонку, — предлагает Алексей Саватюгин.

Ипотеки

Рост ставок может коснуться в равной степени и краткосрочных потребительских, и долгосрочных ипотечных и автокредитов. Условия по ним будут меняться в зависимости от ключевой ставки Центробанка. Например, последний раз регулятор поднял ее на 0,5 процентного пункта, значит, все ставки могут подтянуться в этих масштабах через 1-3 месяца, — считает Алексей Девятов из «Уралсиб Кэпитал».

Увеличение ставки по потребкредитам будет менее болезненным для заемщиков банка, чем по ипотеке, сегмент которой более чувствительен к стоимости кредита с точки зрения привлечения заемщиков. «Поэтому стоит ожидать не очень заметного изменения ставок по ипотеке или даже сохранения их на текущем уровне в краткосрочной перспективе. В потребкредитовании, на которое приходится подавляющая часть розничных портфелей банков, рост ставок мы увидим уже в ближайшее время», — считает Елена Николаенко.

С другой стороны, в краткосрочной перспективе ограничение доступа к западному рынку капитала может вызвать рост стоимости кредитов во всех сегментах розничного кредитования, — рассказывает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков. «Конечно, в этих условиях акционеры банков потребуют минимизировать потери. Соответственно, банки изменят кредитную политику: еще больше ужесточат отбор заемщиков, повысят требования к риск-менеджменту. Динамика кредитного рынка замедлится. С учетом мер, заявленных Банком России, и при наличии альтернативных рынков капитала эти сложности, скорее всего, быстро преодолеют»,— говорит Алексей Волков.

За увеличением базовой ставки неизбежно последует ужесточение условий кредитования для физлиц, в том числе в области ипотечного кредитования. Традиционно в таком случае банки либо поднимают проценты по кредитам, либо повышают требования к заемщикам, — рассказывает директор департамента вторичного рынка «Инком-Недвижимость» Сергей Шлома.

Фото: РИА Новости/Игорь Самойлов
©Фото: РИА Новости/Игорь Самойлов

По данным Аналитического центра «Инком-Недвижимость», на московском рынке вторичного жилья примерно каждая третья сделка происходит с использованием ипотечных средств. Порядка 85% таких операций нацелены на изменение жилищных условий, а кредит является доплатой и составляет в среднем треть стоимости жилплощади.

Потребительский спрос

Для банков, чем долгосрочнее кредит, тем стабильнее ситуация, если он выплачивается в срок. Но для них растут риски, в том числе, риски невозврата, которые существовали и до санкций, из-за закредитованности населения, снижения качества кредитного портфеля, — рассуждает бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин

Санкции против банков со значительной долей госкапитала в уставном фонде могут ужесточить условия ипотечного кредитования для физических лиц и вообще негативно сказаться на рынке ипотеки, еще более снизив покупательскую способность населения и спрос на жилье, — продолжает Сергей Шлома.

Более дорогие кредиты охладят потребительский спрос, но он и без того слабый. У населения падают доходы, растет неопределенность, которая связана не столько с санкциями, сколько с замедлением российской экономики. Возможное возвращение налога с продаж тоже может отрицательно на нее повлиять, — говорит Алексей Девятов из «Уралсиб Кэпитал».

Микрофинансовые организации (МФО)

Почувствовать на себе влияние санкций могут и клиенты микрофинансовых организаций. По словам главы саморегулируемой организации НП «МиР» Андрея Паранича, сейчас фондирование МФО на 40% состоит из банковских кредитов, еще 40% — это средства собственников и 20% — привлечение средств населения. Поскольку доступ к банковским ресурсам будет осложнен, увеличится нагрузка на собственников МФО, и, скорее всего, организации станут более активно привлекать деньги граждан.

Это будет происходить на фоне передела рынка, который идет с начала года и связан с тем, что ЦБ ужесточил контроль микрофинансирования. «Бездумно раздающие кредиты компании уходят с рынка, и их клиенты перетекают в руки более крупных игроков. Оставшиеся МФО стали более избирательно относиться к заемщикам, снижают объемы кредитования. Затруднения с фондированием могут поднять и так высокие ставки по ссудам». По словам Паранича, средние ставки на этом рынке составляют 730% годовых — по кредитам по зарплатам (сроком до двух недель), 140-150% — по потребкредитам (от полугода до 9 месяцев).

Инфляция и курс рубля

Центробанк в последнее время ведет себя непредсказуемо, и предсказать, как его действия скажутся на процентных ставках, сложно. Правда, Минэкономразвития выступило против такой политики регулятора и добивается координации своих действий со своими, чтобы стимулировать экономику страны. Учитывая, что ЦБ борется с инфляцией, вряд ли он снизит ставку до конца года, говорит Алексей Девятов из «Уралсиб Кэпитал».

На фоне санкций курс рубля в ближайшие месяцы может стать менее устойчивым, особенно когда банкам потребуется заменить свои заимствования в валюте кредитами в рублях, продолжает Девятов. «Но в краткосрочной перспективе эти санкции почти не скажутся на экономике страны, потому что у компаний, которые под них попали, есть неплохие «подушки безопасности» и поддержка государства, которая почти безгранична. А население привыкло у мысли, что на нас могут наложить санкции, и сейчас люди вряд ли будут паниковать. Какие-то изменения в экономике могут произойти, если санкции будут действовать 1-2 года или если их ужесточат», — полагает Девятов.

Доллар и евро

Возможно и то, что банки постепенно сократят долю выдаваемых кредитов и депозитов в валюте. Если они захотят это сделать, то просто изменят ставки по ним на непривлекательные для потребителей. Запретительные меры маловероятны, — полагает главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов

Было бы логично, если банки теперь будут сокращать долю депозитов и кредитов, которые они предлагают клиентам, — говорит Алексей Саватюгин. — Однако сейчас сильное давление на рубль, и, например, «Мегафон» и «Норильский никель», которые не имеют отношения к санкциям, перевели часть своих резервов в гонконгские доллары.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».