Наверх
1 апреля 2020
USD EUR

Как Москва может лишить Минск 500 млн долларов за транзит газа

На переговорах по газу с российским президентом Александр Лукашенко все же согласился на российские цены за голубое топливо

©Mikhail Metzel/TASS

На состоявшихся 8 февраля в Сочи переговорах между президентом РФ Владимиром Путиным и главой Белоруссии Александром Лукашенко были достигнуты договоренности по поставкам в республику российских энергоносителей. Подтверждено, что цены и объемы экспорта нефти впредь будут регулироваться рынком.

Кремль ответил на угрозу Лукашенко отбирать у РФ транзитную нефть

Эта история повторяется последние 13 лет, напоминал Александр Лукашенко перед поездкой в Сочи. Он убежден, Россия «кинула» Белоруссию с ценами на газ, а за нефть вынуждает платить больше, чем она обходится полякам и немцам. Поэтому перед правительством в январе поставил задачу – найти альтернативных поставщиков.

На переговорах с российским президентом белорусский лидер от столь категоричных оценок воздержался. В итоге согласился покупать нефть в РФ по мировым ценам. Цену же на газ и объемы поставок для республики в текущем году стороны договорились сохранить на уровне 2019 года. Впрочем, это не значит, что конфликт исчерпан. Впереди новые переговоры, на которых Минск может быть поставлен перед фактом, что бюджет республики в среднесрочной перспективе может остаться без доходов от транзита российского газа в Европу.

В мае у «Газпрома» заканчивается срок действия так называемого Ямальского контракта с Польшей. О подписании нового документа речи не идет. В связи с этим судьба поставок топлива по газопроводу «Ямал – Европа», проходящему через Белоруссию в Польшу и далее в Германию, сейчас известна только до 31 декабря 2020‑го. В соглашениях между Москвой и Минском по газу, заключенных в конце прошлого года, подтверждено, что объемы транзита сохранятся на уровне прошлогодних, но никаких обязательств на будущее.

Осенью 2019‑го польская PGNiG официально уведомила «Газпром», что после 31 декабря 2022 года отказывается от закупок российского топлива. В Варшаве считают, что нашли альтернативу. Первый претендент на замену – сжиженный газ (СПГ) из Соединенных Штатов и Катара. Долгосрочные контракты (на 20 лет и более) заключены с катарской Qatargas и американскими Cheniere Marketing International, Venture Global LNG и Port Arthur LNG. Серьезные инвестиции пошли в создание инфраструктуры для приема сжиженного газа. С июня 2016 года танкеры принимает порт Свиноуйсьце.

Здесь расположен завод по регазификации. Мощность терминала 5 млн тонн СПГ в год с возможностью увеличить до 7,5 млн тонн. Кроме того, PGNiG сделала ставку на норвежский газ, который должен прийти с месторождений в Северном море через Данию по трубопроводу Baltic Pipe («Балтийская труба»). За 20 лет поляки несколько раз пытались реализовать этот проект, но дальше деклараций о намерениях и проектной документации дело не шло.

Польша обвинила «Газпром» в обесценивании госкомпании PGNiG

Как ситуация вокруг Baltic Pipe будет развиваться, сейчас сказать сложно. Польская компания Gaz System и датская Energinet 30 ноября 2019 года подписали инвестиционное соглашение. Однако от договоренностей будет мало проку, если Евросоюз откажется финансировать строительство трубопровода.

Такой вариант не исключается. Противники Baltic Pipe считают, что несколько миллиардов евро из бюджета ЕС было бы целесообразно потратить не на «трубу» для транспортировки ископаемого топлива, а на развитие «зеленой» энергетики. В свою очередь, «Газпром» считает Польшу «отрезанным ломтем». Поэтому сосредоточился на балтийских газопроводах, обеспечивающих прямой выход в Германию, – действующем «Северный поток-1» и строящем «Северный поток-2». Их общая мощность 110 млрд кубометров. Плюс «Турецкий поток» на Черном море пропускной способностью до 31 млрд кубометров. В сумме через эти три «трубы» можно экспортировать до 141 млрд кубометров газа в год. Это как раз тот объем топлива, который при максимальной загрузке в прежние годы проходил на Запад по украинской и польской «трубам».

Стоит напомнить, что в 90‑е годы прошлого века, когда не было трубопровода «Ямал – Европа», транзит через ГТС Украины на пике спроса на газ в Европе превышал 140 млрд кубометров. С подписанием Ямальского контракта у «Газпрома» появился новый экспортный коридор общей протяженностью более 2 тысяч километров и пропускной способностью почти 32,9 млрд кубометров газа в год.

Но поставки газа не выросли, а соразмерно снизилась загрузка украинских трубопроводов, что, безусловно, тогда было выгодно российской компании – PGNiG изначально отказалась инвестировать в проект «Ямал – Европа». Несмотря на то, что потом госкомпания стала совладельцем польского участка газопровода, плата за транзит газа символическая – 21 млн злотых ($5,4 млн) в год.

Варшава считает себя обделенной. В августе 2018‑го уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский подсчитал убытки от сотрудничества с «Газпромом». По его утверждению, «недоимка» за семь лет составила $400 млн. После окончания Ямальского контракта Варшава обещает в 10 раз повысить ставку за транзит.

Не меньше поляки возмущаются потерями от закупок российского топлива по завышенным ценам. Речь о периоде с 2001 по 2018 год. Петр Наимский оценил убытки в широком диапазоне от €11,7 млрд до €23,35 млрд. Стокгольмский арбитраж закончил рассмотрение иска к «Газпрому», в котором PGNiG требует взыскать многомиллиардную компенсацию за переплату. Оглашения вердикта следует ожидать в конце февраля или в марте. С точки зрения «Газпрома», недружественные действия партнера – аргумент, чтобы подвести черту под сотрудничеством и сосредоточиться на прямых поставках топлива в ЕС.

Как минимум еще 2,5 года польская «труба» будет частично загружена. До 31 декабря 2022 года «Газпром» продолжит выполнять обязательства перед PGNiG, поставляя примерно по 9 млрд кубометров газа в год. Остающиеся мощности компания Gaz-System – оператор польского участка газопровода «Ямал – Европа» – планирует с июня продавать на аукционах.

В «Газпроме» назвали срок запуска «Северного потока – 2»

Поскольку кроме «Газпрома» крупных иностранных поставщиков газа нет, то непонятно, кто может заинтересоваться этим предложением. До 1 января 2021 года российской компании, скорее всего, придется участвовать в аукционах. А потом все зависит от сроков завершения строительства «Северного потока-2».

Сразу после ввода в эксплуатацию нового морского газопровода надобность в польском маршруте в принципе отпадает. И тогда неизбежно пострадает Белоруссия. Полное прекращение транзита газа через Польшу для Минска означает потерю почти $500 млн в год. А это примерно треть доходов республики от транспортных услуг.

Еще до $150 млн (10%) приходится на платежи за прокачку российской нефти на Запад. По нефтепроводу «Дружба» через Белоруссию европейским потребителям ежегодно перекачивается порядка 48 млн тонн черного золота. Еще 24 млн тонн нефти республика раньше закупала по ценам ниже мировых. 18 млн тонн перерабатывала на своих НПЗ, а остальное перепродавала в Европу и на Украину. По сути дела, Россия все эти годы субсидировала экономику Белоруссии.

Расставаться с преференциями тяжело. Не случайно в конце 2019‑го опять возникли разногласия из-за цен на энергоносители, которые без личного вмешательства президентов преодолеть не получилось. Поэтому в начале года поставки черного золота фактически прекратились.

Республика приобрела 80 тысяч тонн черного золота в Норвегии. Еще 750 тысяч тонн в январе–марте обещал поставить Михаил Гуцериев, контролирующий «Русснефть» и «Нефтис». Тут надо понимать, что российский бизнесмен, имеющий огромные активы в Белоруссии, был вынужден продавать нефть с дисконтом, поскольку многим обязан своему другу Александру Лукашенко.

Очевидно, что после перехода на мировые цены в расчетах за нефть уже в этом году доходы республиканского бюджета существенно снизятся. Ведь на спекуляциях черным золотом зарабатывать не получится. Положение и вовсе может стать отчаянным, если с 2021 года более чем в три раза сократятся объемы экспорта газа по трубопроводу «Ямал – Европа», а с 2023 года транзит прекратится совсем. Какие компенсации попытается выторговать Минск, пока непонятно, но практически не остается сомнений в том, что тема транзита газа скоро до предела накалит отношения Москвы и Минска.

Читать полностью (время чтения 5 минут )
Больше интересного на каналах: Телеграм Профиль-News и Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK