От проекта до распила: как доводили до ума броненосец "Петр Великий"
На рубеже XIX–XX веков русский флот был третьим в мире после флотов Великобритании и Франции. Основу его составляли эскадренные броненосцы, способные выполнять задачи на океанских просторах. Начало создания этой мощи положил броненосец «Петр Великий», проект которого считают одним из самых передовых для своего времени.
- Уроки Крымской войны
- Проект крейсера-броненосца
- «Русские успели превзойти нас»
- Три этапа испытаний
- Учебное судно, плавбаза, склад
Уроки Крымской войны
Вторая половина XIX века ознаменовалась революцией в мировом судостроении. Развитие артиллерии потребовало усиления защиты кораблей. Ответом стало внедрение противоснарядной брони, пробить которую были не в силах ядра и бомбы.
В 1855 году в ходе Крымской войны французский флот уже располагал плавучими броненосными батареями «Лав», «Девастасьон» и «Тоннант». Эти корабли водоизмещением 1625 т могли развивать ход 5–6 узлов. Бронирование – железные плиты толщиной около 100 мм на деревянной подложке. Вооружение – крупнокалиберные орудия, стрелявшие разрывными бомбами.
Арктические робинзоны: о мужестве и стойкости моряков парохода "Декабрист"
Опыт боевого применения таких кораблей оказался успешным. В частности, плавбатареи, неуязвимые для русских орудий, принудили к сдаче береговые укрепления Кинбурна, прикрывавшие вход в устье Днепра. После этого броненосные корабли на многие десятилетия стали главным трендом развития ведущих флотов мира.
Французы в 1860-м построили пригодный для плавания в открытом море броненосный фрегат «Глуар». Годом позже своим первым броненосцем обзавелись и англичане. Между странами развернулась гонка вооружений. К 1862 году в составе французского флота было шесть мореходных броненосцев. Владычица морей могла выставить четыре, но уже скоро взяла реванш.
Важной страницей в истории создания нового класса боевых кораблей стала гражданская война в США (1861–1865). Как северяне, так и южане активно использовали низкобортные мониторы, пригодные для плавания на реках и у побережья. Опыт этой войны коренным образом изменил взгляды американцев на железное судостроение.
Учла его и Россия. Первым броненосным кораблем, построенным в 1862 году на российских верфях, стала канонерская лодка «Опыт». В 1863-м в строй Балтийского флота вступила заказанная в Англии броненосная плавбатарея «Первенец». В 1865-м появилась вторая плавбатарея – «Не тронь меня». Ее строительство велось на казенной верфи «Галерный островок» по контракту с английским заводчиком Ч. Митчелом. В работах приняли участие русские инженеры и рабочие, что способствовало приобретению опыта современного кораблестроения.
В 1863–1865 годах по «Мониторной кораблестроительной программе» на верфях Санкт-Петербурга и в Бельгии построили десять однобашенных броненосных лодок. Кроме того, в 1864-м решили усилить флот восемью броненосцами.
Импортозамещение по царскому указу
Охота на "Пиранью": какие русские лодки могли тщетно искать шведы у своих берегов
До 1865 года практически все железо, используемое в отечественном кораблестроении, включая броневые плиты, поставлялось из Англии. В 1866-м Камский и Ижорский заводы смогли наладить выпуск сталежелезных плит. В том же году император Александр II издал указ о прекращении военных заказов за границей: «Все заказы как военного министерства и министерства путей сообщения, так и других ведомств исполнять внутри государства, несмотря ни на какие затруднения или неудобства, которые это могло бы представить на первых порах».
В 1869 году в состав Балтийского флота вошли броненосные лодки береговой обороны «Чародейка» и «Русалка». Корабли строились на верфи «Галерный островок» по проекту английской фирмы. Впервые широко использовались машины и броня отечественного производства. Также в 1867–1869 годах были введены в строй броненосные корабли улучшенной мореходности – башенные фрегаты «Адмирал Спиридов», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Грейг» и «Адмирал Лазарев».
Другими кораблями, построенными по «Мониторной кораблестроительной программе» 1864 года, были казематные фрегаты (позже их переквалифицировали в броненосные крейсеры) «Князь Пожарский» (1869) и «Минин» (1878). Наличие помимо паровых машин парусного вооружения позволяло кораблям совершать дальние плавания за пределами Балтики. Оба фрегата предназначались для нарушения морских коммуникаций противника, в качестве которого традиционно рассматривали Великобританию.
Проект крейсера-броненосца
Морское ведомство видело необходимость применения на океанских просторах более мощных, чем казематные фрегаты, кораблей. В 1866 году контр-адмирал Андрей Александрович Попов совершил морской переход на американском мониторе и загорелся идеей создания башенного крейсера мониторного типа, способного заменить целую эскадру. В январе 1867-го на обсуждение Морского технического комитета (МТК) был вынесен вопрос о возможности строительства такого океанского монитора. Попов убедил руководство, что его монитор-крейсер станет настоящим «чудо-оружием» в случае конфликта с Англией.
Миниатюры советского подплава: почему ВМФ отказался от летающих субмарин и ныряющих катеров
Летом 1869 года из нескольких проектов МТК выбрал оптимальный. Водоизмещение предложенного корабля составляло 9462 т, две горизонтальные трехцилиндровые паровые машины общей мощностью 9000 л.с. должны были обеспечить скорость 14–15 узлов, вооружение – четыре гладкоствольных дульнозарядных 508-мм орудия.
Постройку доверили верфи «Галерный островок». Ставку делали на максимально возможное использование отечественных материалов и оборудования. Проект выглядел в некоторой степени авантюрным: российские верфи никогда прежде не строили таких больших кораблей, а смежные предприятия не имели опыта изготовления столь мощных паровых машин.
Строительство началось 20 мая 1869-го, но официальная церемония закладки состоялась 11 июля следующего года. Первоначально приказом по Морскому ведомству кораблю дали название «Крейсер», а 30 мая 1872 года в честь 200-летия Петра I присвоили имя «Петр Великий». 15 августа в присутствии покровителя флота великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича корабль спустили на воду.
Артиллерию главного калибра для крупнейшего корабля императорского флота должен был изготовить Пермский чугуннопушечный завод. Работы курировал полковник Ф.Б. Пестич. Заказ был выполнен с опережением: 508-мм чугунное дульнозарядное орудие отлили в 1868 году. К нему изготовили комплект из 500 снарядов. Проведенные в августе–сентябре 1869-го контрольные стрельбы прошли успешно. В декабре того же года орудие было принято на вооружение. «Царь-пушку» показали миру – она была выставлена перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Правда, к тому времени в проект «Петра Великого» внесли изменения, отдав предпочтение 305-мм казнозарядным орудиям, более скорострельным и дальнобойным.
«Русские успели превзойти нас»
Известие о том, что флот России в обозримом будущем пополнится бронированным кораблем с мощным артиллерийским вооружением, произвело удручающее впечатление на британцев. Ознакомившись с проектом, английская пресса, как сказали бы сейчас, «запустила фейк», что настоящий автор не русский адмирал Андрей Попов, а английский судостроитель Эдвард Джеймс Рид. По их версии, в июне 1871-го инженер посетил верфь и сделал ряд ценных замечаний, которые были учтены при строительстве.
Секретный фарватер "Калева": тайны гибели советской субмарины
Эдвард Рид в газете «Таймс» 9 сентября 1872 года опубликовал опровержение: «Было бы весьма большой лестью в отношении ко мне считать меня в Англии за составителя проекта этого судна, но я не имею никакого желания принимать на себя эту незаслуженную честь… Русские успели уже превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов своего флота, так и в отношении употребления новых способов постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собою судно более сильное, чем всякое из наших собственных броненосцев».
Справедливости ради следует признать, что оценки относились к заявленным в проекте характеристикам, тогда как реальная ситуация выглядела не столь радужно. Скверно обстояло дело с броней – отечественные заводы не справлялись с госзаказом. Пришлось приобрести плиты у британского завода «Камель и К°». В Англии же заказали вспомогательные механизмы и тиковую древесину, служившую подкладкой под броню. Из-за этого строительство тянулось более пяти лет.
Три этапа испытаний
2 октября 1874 года «Петр Великий» приступил к испытаниям. Боевой единицей корабль нельзя было назвать – на нем отсутствовали орудийные башни, часть брони, мачты, многие устройства и механизмы. Недостачи и недоделки вскрывались одна за другой. В итоге через 12 дней корабль отправили в док для достройки и ремонта.
Гибель "Отважного": засекреченная катастрофа Черноморского флота
2 июля 1875-го начался второй этап испытаний. И вновь потребовался ремонт гребных винтов. Между тем время поджимало: новейший броненосец планировали отправить на усиление средиземноморской эскадры, поскольку назревала война с Турцией. После проведения швартовных испытаний 14 сентября 1876 года «Петр Великий» начал третью кампанию ходовых испытаний.
Скорость оказалась на 1,5 узла ниже контрактной, а мощность машин – меньше на 1300 л.с. Наблюдались частые поломки механизмов, в паропроводах возникали свищи и трещины. Поход в Средиземное море пришлось отменить. После устранения основных недоработок 2 октября 1876 года комиссия приняла броненосец в казну.
В апреле 1877-го корабль «Петр Великий» включили в состав броненосного отряда Практической эскадры Балтийского флота. В конце сентября ввиду многочисленных неисправностей опять поставили в ремонт. В следующие три года техническое состояние машин продолжало ухудшаться. Комиссия пришла к неутешительному выводу: «Котлы капитального исправления не заслуживают».
Как советские "поющие фрегаты" стали грозой натовских субмарин
Замену механизмам нашли на Туманном Альбионе. 13 октября 1880 года британская фирма «Джон Эльдер и К°» и Морское министерство России подписали контракт на изготовление двух трехцилиндровых вертикальных машин системы «компаунд» общей мощностью 7000 л.с. с котлами, а также гребных валов и винтов. Механизмы должны были быть изготовлены не позднее 15 июня 1881-го, а установка – занять не более двух с половиной месяцев.
19 мая «Петр Великий», имея на борту 508 членов человек (33 офицера и чиновника, 14 гардемаринов, 6 кондукторов и 455 нижних чинов), покинул Кронштадтский рейд и взял курс на Глазго. Без приключений не обошлось: на переходе броненосец сел на мель и получил серьезные повреждения подводной части. Это привело к удлинению сроков выполнения контракта. Только 23 января 1882-го под руководством представителя завода прошли ходовые испытания. При водоизмещении 9395 т «Петр Великий» развил скорость 14,36 узла (вместо прежних 10,4). Котлы легко держали давление, суммарная мощность машин достигла 8296 л.с. (вместо 3906 л.с.).
Учебное судно, плавбаза, склад
В последующие годы броненосец нес рутинную службу на Балтике. К концу 1890-х корабль морально устарел: и бронирование, и артиллерийское вооружение уже не отвечали требованиям. «Петр Великий» решили использовать как учебное судно.
После переоборудования, продолжавшегося с августа 1903-го по май 1908 года, броненосец получил четыре 203-мм орудия, двенадцать 152-мм, двенадцать 75-мм, четыре 57-мм, восемь 47-мм, два 37-мм и две 63-мм десантных пушки. Корабль предназначался для практического обучения и экзаменации артиллерийских офицеров и комендоров.
От "Кефали" до "Бореев": как подводный флот России учился воевать подо льдом
В 1917 году «Петр Великий» приспособили под плавбазу подводных лодок, он базировался в Гельсингфорсе. В феврале 1918-го, во избежание захвата немцами или финнами, вместе с остальными кораблями Балтийского флота перешел в Кронштадт, где и простоял несколько лет без использования. В мае 1921 года бывший броненосец передали на хранение в Кронштадтский порт. Какое-то время его использовали в качестве склада морских мин заграждения, затем – плавбазы минно-заградительных сил Балтфлота.
В марте 1959 года корабль-ветеран списали и разделали на металл. Почти за 90 лет службы ему не довелось участвовать в морских сражениях и проводить крейсерские операции в океане, но яркий след в истории броненосец, безусловно, оставил.
Можно сказать, что с «Петра Великого» началось создание мощного флота царской России. Это потребовало активного развития отечественного судостроения с центрами в Санкт-Петербурге и Николаеве. Российские корабелы приобрели необходимые компетенции, чтобы строить современные корабли всех классов – от миноносцев и минных катеров до крейсеров и линкоров, с которыми не могли не считаться недруги.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".